г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А56-16994/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Матлиной Е.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Ильиной С.А. (доверенность от 27.08.2017), от Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (доверенность от 26.12.2017),
рассмотрев 31.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2017 (судья Геворкян Д.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу N А56-16994/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ИНН 7840013199, ОГРН 1047839009129 (далее - Комитет), о взыскании 507 641 руб. 05 коп. разницы в тарифах на тепловую энергию, образовавшейся за период с октября 2014 по сентябрь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено товарищество собственников жилья "проспект Светлановский дом 76 корпус 1", место нахождения: 195297, Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 76, к. 1, ОГРН 1069847463784, ИНН 7804336518 (далее - Товарищество).
Решением суда от 03.07.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что выполнил обязательства по выплате субсидий в полном объеме, прав и законных интересов истца не нарушал.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Товарищество уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Товариществом (абонентом) заключен договор от 01.03.2008 N 6692.036.1 теплоснабжения в горячей воде (в редакции дополнительных соглашений; далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, поставленную в жилой дом 76, корпус 1, по Светлановскому проспекту в Санкт-Петербурге.
Предприятие в спорный период поставило в жилой дом Товарищества тепловую энергию, а Товарищество рассчиталось за поставленный ресурс исходя из тарифа, установленного для населения.
В период с октября 2014 года по сентябрь 2015 года исходя из объема поставленного ресурса разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом составила 507 641 руб. 05 коп. Поскольку из бюджета эту разницу Предприятие не получило, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предприятия, посчитав их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Товарищество судебные акты в кассационном порядке не обжалует.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Комитета, кассационная инстанция приходит к следующему.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1 590,25 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1876,50 руб./Гкал, а в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 - в размере 2077,92 руб./Гкал (с учетом НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1408,1 руб./Гкал, а в период с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал (с учетом НДС).
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с апреля 2013 по ноябрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и творческим мастерским. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, собственниками помещений, избравшими непосредственное управление многоквартирным домом, или иным уполномоченным ими лицом, собственниками жилых домов, организациями, представляющими интересы собственников жилых домов, общественными организациями творческих работников, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг.
Предприятием и Комитетом заключен договор от 08.02.2016 N ВВД-01 о порядке предоставления субсидий, при этом сторонами определено, что данный договор регулирует отношения сторон, начиная с апреля 2013 года.
Материалы дела содержат доказательства обращения Предприятия в Комитет с письмом от 04.10.2016 N 58-13/27981 о предоставлении субсидий. В обоснование заявленного размера субсидий Предприятие приложило акты сверок, расчет задолженности.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2016 по делу N А56-58937/2016 и от 19.12.2016 по делу N А56-12580/2015 Предприятие взыскало с Товарищества задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной в спорный период.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что истец доказал факт поставки Товариществу ресурса в спорный период в заявленном объеме, межтарифная разница объективно существует, а потому иск подлежит удовлетворению. Возникшая в спорный период межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникшие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Комитет не представил суду первой инстанции доказательств перечисления Предприятию субсидий на возмещение межтарифной разницы за спорный период. Произведенный Предприятием расчет разницы в тарифах представитель Комитета не оспорил, контррасчет не представил.
Наличие спора с исполнителем коммунальных услуг о фактических объемах поставленного ресурса не влияет на право Предприятия (в случае разрешения такого спора судом) возместить убытки, возникшие в результате тарифного регулирования.
В связи с изложенным суды удовлетворили требования Предприятия к Комитету, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 N 1445/14, согласно которой финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, публично-правовое образование должно компенсировать ресурсоснабжающим организациям, поскольку именно в отношении их деятельности осуществляется государственное регулирование цен.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по делу N А56-16994/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.