г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А21-7596/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Матлиной Е.О. и Пастуховой М.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" Перова Е.Т. (доверенность от 10.01.2018),
рассмотрев 31.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2017 (судья Шкутко О.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б.. Сотов И.В.) по делу N А21-7596/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградская генерирующая компания", место нахождения: 236006, г. Калининград, Правая набережная, д. 10А, ОГРН 1083925011466, ИНН 3905601701 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ", место нахождения: 238055, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Ульяновых, д. 8, ОГРН 1143926002461, ИНН 3902802424 (далее - Администрация), о взыскании 121 213 руб. 59 коп. долга за тепловую энергию, поставленную в незаселенные жилые помещения в период с 17.10.2014 по 11.04.2016.
Определением суда от 06.04.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены муниципальное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Гусевский городской округ", место нахождения: 238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Московская, д. 63, ОГРН 1143926026485, ИНН 3902802706, и общество с ограниченной ответственностью "РЦ-Гусев", место нахождения: 238050, Калининградская обл., г. Гусев, ул. Победы, д. 11А, ОГРН 1113926033858, ИНН 3902801212 (далее - Общество).
Решением суда от 09.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что у него в спорный период не имелось договора с истцом на приобретение тепловой энергии. Истец не выставлял Обществу счета для оплаты ресурса, а получал плату непосредственно с нанимателей (собственников) жилых помещений.
В судебном заседании представитель Администрации не согласился с доводами, приведенными в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является ресурсоснабжающей организацией, поставляет тепловую энергию в многоквартирные жилые дома, в том числе в дом 25 по ул. Московская, дом 3б по пр. Ленина, дома 9 и 19 по ул. Советской, дом 6 по ул. Пушкина и дом 8 по ул. 9 Мая в г. Гусеве.
Указанные дома в спорный период находились в управлении третьих лиц.
Компания поставляет в жилые дома тепловую энергию. Сбор и начисление платы за коммунальную услугу осуществляет агент истца (открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт") на основании агентского договора от 28.08.2014 N 66/14.
Как указывает истец, поименованные жилые дома являются муниципальной собственностью, в них имеются незаселенные жилые помещения. Наличие задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в незаселенные жилые помещения в период с 17.10.2014 по 11.04.2016, послужило основанием настоящего иска.
Суды отказали Компании в иске, посчитав, что лицом, обязанным оплатить поставленный ресурс, является исполнитель коммунальных услуг.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Общества, кассационная инстанция приходит к следующему.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством, а именно нормами части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил (подпункт "б" пункта 17 Правил N 354).
С учетом приведенных норм и конкретных обстоятельств настоящего дела (при отсутствии договора теплоснабжения между истцом и управляющими организациями, отсутствии доказательств направления истцом счетов исполнителям коммунальных услуг, данных о получении третьими лицами денежных средств от собственников и нанимателей жилых помещений и о перечислении полученных денежных средств истцу) отношения по оплате поставленного ресурса в силу статей 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и владельцем жилых помещений в многоквартирном доме, и ресурсоснабжающая организация вправе получить плату за поставленную тепловую энергию непосредственно с ответчика как с собственника помещений и потребителя.
Кассационная инстанция считает, что в данном конкретном случае исковые требования Компании не противоречат пунктам 14, 17 Правил N 354.
Кроме того, взыскание в данном случае стоимости ресурса непосредственно с ответчика как с собственника помещений (статья 210 ГК РФ) и потребителя тепловой энергии, поставленной в эти помещения, не нарушает его прав и обязанностей по оплате полученной тепловой энергии. Потребитель в любом случае обязан оплатить тепловую энергию (либо ресурсоснабжающей либо управляющей организации).
Ответчик не представил в материалы дела доказательств оплаты потребленной тепловой энергии третьим лицам и Компании, и данное обстоятельство не исследовалось судами.
С учетом изложенного у судебных инстанций отсутствовали основания для отказа в иске, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", установить, имелись ли в спорном периоде между истцом и управляющими компаниями договоры на поставку тепловой энергии. После этого проверить возражения ответчика на иск, установить, оплачивал ли он поставленную тепловую энергию управляющим организациям, проверить расчет задолженности, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу N А21-7596/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция считает, что в данном конкретном случае исковые требования Компании не противоречат пунктам 14, 17 Правил N 354.
Кроме того, взыскание в данном случае стоимости ресурса непосредственно с ответчика как с собственника помещений (статья 210 ГК РФ) и потребителя тепловой энергии, поставленной в эти помещения, не нарушает его прав и обязанностей по оплате полученной тепловой энергии. Потребитель в любом случае обязан оплатить тепловую энергию (либо ресурсоснабжающей либо управляющей организации).
...
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", установить, имелись ли в спорном периоде между истцом и управляющими компаниями договоры на поставку тепловой энергии. После этого проверить возражения ответчика на иск, установить, оплачивал ли он поставленную тепловую энергию управляющим организациям, проверить расчет задолженности, принять законное и обоснованное решение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2018 г. N Ф07-15569/17 по делу N А21-7596/2016
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7596/16
31.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15569/17
19.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17397/17
09.06.2017 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7596/16
20.02.2017 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-7596/16