г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А21-1377/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бурматовой Г.Е.,
судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от акционерного общества "РН Холдинг" Елистратовой Т.В. (доверенность от 11.01.2017), от Калининградской областной таможни Валюженич Т.В. (доверенность от 15.01.2018 N 4),
рассмотрев 01.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А21-1377/2017 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.),
установил:
Акционерное общество "РН Холдинг", место нахождения: 626170, Тюменская обл., Уватский р-н, с. Уват, Октябрьская ул., д. 60, ИНН 7225004092, ОГРН 1047200153770 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский пр., д. 30, ИНН 3906190003, ОГРН 108392599992, (далее - Таможня), о взыскании 3 847 891,83 руб. процентов.
Решением суда от 25.04.2017 требования удовлетворены частично. Суд взыскал в пользу Общества 696 898,54 руб. процентов, в удовлетворении остальной части требования отказал.
Постановлением апелляционного суда от 16.10.2017 решение суда изменено, заявление Общества о взыскании процентов удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить постановление апелляционного суда, а решение суда от 25.04.2017 - оставить в силе. Таможня ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции частей 1 и 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не учел, что возврат 16 314 777 руб. 30 коп. таможенных платежей был осуществлен Федеральной таможенной службой, которая и осуществляла администрирование в отношении указанных средств, поэтому, проценты, начисленные на указанную сумму, взысканы с Таможни неправомерно. Таможня ссылается на Соглашение от 12.03.2010 N КН-105 о взаимодействии при уплате крупным плательщиком суммарных платежей в централизованном порядке, которое Федеральная таможенная служба заключила с акционерным обществом "ТНК-ВР Холдинг".
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" в марте 2010 года осуществило декларирование экспортных поставок нефтепродуктов путем подачи временных грузовых таможенных деклараций в рамках процедуры временного периодического декларирования с уплатой соответствующих таможенных платежей, а в мае 2010 года поставило на экспорт нефтепродукты, представило в Таможню полные грузовые таможенные декларации. Тогда же, в мае 2010 года было выявлено, что таможенные пошлины уплачены в большем размере из-за изменения курса валюты.
Общество (правопреемник декларанта) обратилось в Таможню с заявлением от 19.04.2013 исх. N 360/1461и-ТХ о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 9 068 376,67 руб.
Письмом от 15.05.2013 N 22-57/11396 Таможня оставила заявление без рассмотрения, указав на отсутствие корректировки деклараций на товары, возвратила его Обществу.
По результатам проверки, проведенной таможенным органом в июле 2013 года по вопросам правильности исчисления и уплаты Обществом таможенных пошлин при подаче ПГДТ в период с июля по ноябрь 2010 года, Таможня выявила недоимку по уплате таможенных пошлин, образовавшуюся также в связи с неправильным применением Обществом курса валюты. Обществу были выставлены требования об уплате таможенных платежей от 05.08.2013 N 10226000/050813/0000170, от 06.08.2013 N 10226000/060813/0000173, от 08.10.2013 N 10226000/081013/0000232, от 15.10.2013 N 10226000/081013/0000237. Требования исполнены, что подтверждается платежными поручениями от 02.09.2013 N 56697, 56698, 56699, 56700, от 01.11.2013 N 68437, 68438, 68439, 68440.
Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями об оспаривании действий таможенного органа.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.11.2013 по делу N А21-7120/2013, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2014, действия Таможни, выразившиеся в возврате Обществу заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 19.04.2013 N 360/1461и-ТХ, признаны незаконными. Суд обязал Таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 9 068 376,67 руб.
Решение арбитражного суда исполнено, излишне уплаченные таможенные пошлины возвращены Таможней по платежному поручению от 16.05.2014 N 457.
Решением Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы от 10.02.2014 N 10200000/100214/7 требования таможенного органа об уплате пошлин отменены в порядке ведомственного контроля. Излишне взысканные таможенные пошлины возвращены Таможней частично, в сумме 16 314 777,30 руб., которые перечислены платежными поручениями от 11.04.2014 N 243 и 234.
Кроме того, решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2014 по делу N А21-9602/2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2014, признаны недействительными требование Таможни от 05.08.2013 N 10226000/050813/0000170 в части взыскания 1 697 166,70 руб. таможенных пошлин и 2 072 106,91 руб. пеней, требование Таможни от 06.08.2013 N 10226000/060813/0000173 об уплате таможенных платежей в части взыскания 3 642 775,43 руб. таможенных пошлин и 1 316 519,02 руб. пеней.
Таможня возвратила излишне взысканные таможенные пошлины в размере 8 728 568,06 руб. платежными поручениями от 15.09.2016 N 201069 и 201077.
В связи с нарушением Таможней срока возврата денежных средств Общество направило Таможне письма от 02.11.2016 N 3-128 и 3-129 с заявлениями об уплате 3 847 891,83 руб. процентов, из которых 696 898,54 руб. начислены на не возвращенные в срок излишне уплаченные таможенные платежи в размере 9 068 376,67 руб. и 3 150 993,29 руб. - проценты на излишне взысканные по требованиям таможенного органа таможенные платежи в сумме 25 043 345,36 руб.
Таможня, ссылаясь на уплату таможенных платежей на основании Соглашения от 12.03.2010, отказала в уплате процентов (письма от 28.11.2016 N 22-57/29462, от 08.12.2016 N 22-57/30594).
Посчитав отказ Таможни необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования частично. Суд взыскал 696 898,54 руб. процентов. В удовлетворении иска Общества в части взыскания 3 150 993,29 руб. процентов, начисленных на излишне взысканные по требованиям таможенного органа таможенные платежи в размере 25 043 345,36 руб. суд отказал, посчитав, что требование заявлено к ненадлежащему лицу.
Апелляционный суд изменил решение суда. Суд посчитал, что требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба Таможни не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что возврат излишне уплаченных и взысканных таможенных платежей произведен без начисления и выплаты процентов.
Между тем в случае возврата таможенных платежей, в том числе излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае. Указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий таможенных органов.
По расчету Общества уплате подлежат: сумма 696 898,54 руб. - проценты, начисленные на не возвращенные в срок излишне уплаченные таможенные платежи в размере 9 068 376,67 руб. и сумма 3 150 993,29 руб. - проценты, начисленные на излишне взысканные по требованиям таможенного органа таможенные платежи в размере 25 043 345,36 руб. Спор по начислению процентов отсутствует.
Суд апелляционной инстанции, установив, что решение о возврате 25 043 345,36 руб. излишне взысканных платежей принимала Таможня, пришел к выводу о неисполнении последней обязанности по возврату платежей с начислением процентов.
Доводы Таможни о возложении обязанности по уплате процентов на Федеральную таможенную службу суд апелляционной инстанции обоснованно не принял во внимание - как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на неправильном толковании норм таможенного законодательства.
Суд установил, что согласно платежным поручениям от 11.04.2014 N 136234 и 136243, по которым Обществу были возвращены 16 314 777,30 руб., а также платежным поручениям от 15.09.2016 N 201069, 201077 о возврате 8 728 568,06 руб. денежные средства были возвращены Обществу органом Федерального казначейства, что полностью согласуется с требованиями бюджетного законодательства.
Апелляционный суд, руководствуясь частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 N 809, а также Бюджетным кодексом Российской Федерации, правильно определил, что в силу имеющихся полномочий по администрированию бюджетных доходов именно на Таможне лежит обязанность разрешить вопрос по заявлению Общества о возврате излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей.
Как следует из материалов дела, именно Таможня осуществляла учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет, последующее взыскание задолженности, принимала решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет в силу полномочий, определенных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для администратора доходов. Соответственно в случае возврата излишне взысканных платежей и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, Таможня должна была представить поручение в орган Федерального казначейства для осуществления их возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Апелляционный суд подробно исследовал платежные поручения, в соответствии с которыми денежные средства были возвращены Обществу.
Материалами дела не подтверждается, что взыскание платежей осуществляла ФТС и она же в соответствии с заключенным Соглашением от 12.03.2010 принимала решения по возврату излишне взысканных с Общества Таможней таможенных платежей.
В данном случае Общество за возвратом излишне взысканных таможенных платежей обратилось в Таможню, что соответствует установленному частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ порядку обращения. Оснований для не рассмотрения заявления Общества у таможенного органа не имелось.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае Таможня является лицом, обязанным начислить и выплатить Обществу проценты в возмещение финансовых потерь, вызванных неисполнением возложенных на нее обязанностей. Иное толкование приведенных положений не отвечает основам таможенного регулирования.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах. Исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А21-1377/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.