г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А13-3051/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 05.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.07.2017 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-3051/2017,
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленная корпорация "Вологодчина" (место нахождения: 162572, Вологодская обл., Шекснинский р-н, д. Нифантово, территория Льнозавода, ОГРН 1083528013909, ИНН 3528145458; далее - общество) о взыскании (с учетом уточнения) 7 996 474 руб. полученной субсидии.
Решением суда от 05.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2017, департаменту в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Департамент ссылается на неполное выяснение судами обстоятельств дела и на неправильное применение норм материального права - положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 25.03.2013 N 324 (далее - Порядок N 324, Порядок).
Представители департамента и общества, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании заявления общества от 24.12.2015 и Порядка стороны заключили договор от 28.12.2015 N 912 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна (том дела I; листы 22, 24 - 26).
Согласно пункту 1 договора департамент на основании приказа о предоставлении субсидий от 28.12.2015 N 633 принял на себя обязательство предоставить обществу субсидию на возмещение части затрат на приобретение станции сушки волокна в комплекте в размере 7 996 474 руб. из средств областного бюджета.
Согласно пункту 2.1 договора ответчик имеет право на получение средств субсидии в соответствии с Порядком и договором.
Общество приняло на себя обязательство выполнить целевой показатель в 2016 году: посевная площадь льна-долгунца - 400 га (пункт 2.3 договора).
Для подтверждения выполнения целевого показателя, предусмотренного договором, общество обязано в срок до 01 ноября года, следующего за отчетным, представить в департамент сведения о сборе урожая льна-долгунца по форме, утвержденной приказом департамента, в соответствии с пунктом 4.3 Порядка. В случае невыполнения целевого показателя за отчетный год часть субсидии подлежит возврату в размере из расчета 1% за каждый процентный пункт невыполнения целевого показателя (пункт 2.4 договора).
Как указано в пункте 3.1 договора, департамент перечисляет средства субсидии в соответствии с Порядком, договором в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора при наличии лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.
Платежным поручением от 28.01.2016 N 32 департамент перечислил обществу 7 996 474 руб. субсидии (том дела I, лист 27).
В связи с непредставлением обществом в срок до 01.11.2016 сведений о сборе урожая льна-долгунца в 2016 году департамент 21.11.2016 направил ему уведомление о возврате субсидии в течение 30 календарных дней после получения уведомления.
Уведомление получено обществом 09.12.2016 и не исполнено в указанный срок.
Неисполнение обязанностей получателя субсидии, предусмотренных пунктом 2.4 договора, послужило департаменту основанием для обращения в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае у департамента правовых и фактических оснований для принятия соответствующих мер контрольного реагирования, возврата субсидии.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из общих правил исполнения гражданско-правовых обязательств (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации), порядка предоставления субсидий юридическим лицам (статья 78 БК РФ), условий рассматриваемого договора и требований Порядка N 324.
Как указали в связи с этим суды, субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет при нарушении получателями условий их предоставления. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, должны определять порядок возврата субсидий при нарушении получателем данных условий. Условия предоставления субсидии отличны по правовому содержанию и правовым последствиям их несоблюдения от условий использования субсидии. Нарушение условий предоставления субсидии образуется не при любом нарушении нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидий, а при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии предоставления уполномоченными органами субсидий.
Оценив значимые нормативные положения и договорные условия, суды отметили, что в рассматриваемом случае недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии.
В силу пункта 1.3 Порядка субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям в целях производства сельскохозяйственной продукции на возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для производства и переработки льна.
Сельхозтоваропроизводители обязуются не передавать оборудование и технику, затраты на приобретение которых возмещались за счет субсидии, в пользование третьим лицам, осуществляющим деятельность за пределами Вологодской области, и не отчуждать их до истечения срока амортизации (пункт 1.5 Порядка).
В пункте 2.2 Порядка определены условия предоставления субсидии. Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям, если они не находятся в стадии ликвидации, банкротства, реорганизации, осуществляют производство льна и (или) его первичную и последующую (промышленную) переработку в текущем году, не имеют задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка основанием для принятия мер к взысканию субсидии является установление фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
Согласно пункту 3.1 Порядка комиссия рассматривает документы по следующим критериям: плановая посевная площадь льна-долгунца не ниже 60 гектаров и выше посевной площади льна-долгунца текущего года; обоснованность приобретения техники и оборудования для производства и переработки льна.
В случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий департамент в тридцатидневный срок со дня установления нарушения направляет получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления полученной субсидии в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления департамент в трехмесячный срок со дня истечения срока возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке (пункт 4.2 Порядка).
Как указано в пункте 4.3 Порядка, сельхозтоваропроизводители для подтверждения выполнения целевых показателей, предусмотренных договором, в срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, представляют сведения о сборе урожая льна-долгунца по форме, утвержденной приказом департамента.
В случае нарушения сельхозтоваропроизводителем пункта 1.5 Порядка, непредставления информации в соответствии с пунктом 4.3 Порядка субсидии подлежат возврату в полном размере в течение 30 календарных дней со дня получения от департамента соответствующего уведомления. В случае непоступления средств в течение указанного срока департамент в трехмесячный срок со дня истечения срока возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке (пункт 4.5 Порядка).
Оценив приведенные положения Порядка и условия означенного выше договора (в их системном единстве), суды обоснованно признали, что единственным значимым целевым показателем в сложившейся ситуации надлежит признать посевную площадь льна-долгунца - 400 га (пункт 2.3 договора, пункт 4.3 Порядка); урожайность льна-долгунца целевым показателем не является.
Суды удостоверились в том, что выполнение целевого показателя (посев льна-долгунца на площади 400 га) подтверждается представленными в материалы дела документами: актами проверки целевого использования субсидий от 28.06.2016, 19.07.2016, формой федерального статистического наблюдения N 2-фермер (этот факт департаментом не оспаривается); недостижение показателей по уборке льна не является основанием для возврата субсидии, поскольку достижение определенных показателей по сбору урожая льна в качестве целевого показателя по договору от 28.12.2015 N 912 не установлено.
В связи с этим вопрос о непредставлении сведений о сборе урожая льна-долгунца согласно пункту 2.4 договора и пункту 4.3 Порядка рассмотрен судами и решен не в пользу истца.
Как указывает департамент в апелляционной и кассационной жалобах, в силу пункта 4.3 Порядка сведения о сборе урожая льна-долгунца по соответствующей форме должны быть представлены обществом в срок до 01.11.2017, а не до 01.11.2016.
Такой вывод отвечает буквальному прочтению пункта 4.3 Порядка, поскольку отчетным годом является 2016 год.
Вместе с тем в арбитражный суд с иском департамент обратился в марте 2017 года, то есть его обращение в суд по изложенным основаниям является не только несостоятельным, но и преждевременным.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.07.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 по делу N А13-3051/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.