г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А13-1506/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Вторресурсы" Лазовской Е.А. (доверенность от 15.01.2018 N 2-2018-АО),
рассмотрев 31.01.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Вторресурсы" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2017 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-1506/2017,
установил:
Акционерное общество "Вторресурсы", место нахождения: 160014, город Вологда, улица Некрасова, дом 60 а, ОГРН 1113528003258, ИНН 3528177280 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65, ОГРН 1043500072230, ИНН 3525141575 (далее - Управление), об отказе в постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное влияние на окружающую среду - объекта накопления отходов 4 - 5 классов опасности (земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303004:160) с присвоением ему 3 категории.
Решением суда первой инстанции от 23.05.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на обстоятельства дела, незаконность и необоснованность выводов судов, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Податель жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии документального подтверждения прекращения Обществом деятельности по размещению отходов и о неизменности вида эксплуатации объекта в силу отсутствия изменений в договоре аренды N 24-120мс; обращает внимание на то, что с 01.08.2014 и по настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 35:24:0303004:160 осуществляется только деятельность по накоплению отходов 4 - 5 классов опасности, что не противоречит условиям указанного договора.
В отзыве Управление возражает против доводов кассационной жалобы, полагает, что оспариваемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, а основания для их отмены отсутствуют.
Также Управление заявляет ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 17.01.2018 в отсутствие его представителя.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ определением суда от 17.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 31.01.2018 в связи с болезнью судьи-докладчика.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 12.12.2016 Обществом в Управление в электронном виде подана заявка о постановке объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) - объекта накопления отходов 4 - 5 классов опасности (земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303004:160) на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов НВОС с присвоением объекту НВОС 3 категории.
Управлением 16.01.2017 на официальном сайте в сети Интернет размещен ответ, в соответствии с которым Обществу отказано в постановке на государственный учет объекта НВОС по причине предоставления недостоверных сведений в части изменения наименования объекта, а также ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 является не только объектом НВОС, но и объектом накопленного экологического вреда и отнесение его к объектам 3 категории неправомерно.
Не согласившись с отказом Управления в постановке на государственный учет объекта НВОС, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Объект негативного воздействия на окружающую среду - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты негативного воздействия на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории, в том числе объекты III категории, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ). Отнесение объектов НВОС к соответствующей категории осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", присвоение которой объекту производится при его постановке на государственный учет.
В соответствии со статьей 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1).
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ), порядок создания и ведения которого установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572 (далее - Правила).
Основанием для включения НВОС в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил). По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет Объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20, 25 Правил).
Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 Правил (пункт 20 Правил).
Применив вышеуказанные нормативные положения и исходя из анализа и оценки исследованных в порядке статьи 71 АПК РФ доказательств, судебные инстанции сделали вывод о законности оспариваемого решения Управления об отказе в постановке на государственный учет спорного объекта накопления отходов 4-5 классов опасности с присвоением ему 3 категории.
Принимая такое решение, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 35:24:0303004:160 из земель населенных пунктов предоставлен Обществу по договору аренды N 24-120мс от 29.09.2011 на срок 25 лет для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки.
На момент обращения с заявкой в Управление Общество продолжало использовать территорию городской свалки на спорном земельном участке.
Суды не согласились с позицией Общества о том, что объект НВОС подлежит постановке на учет как объект накопления отходов 4-5 классов опасности, без учета отходов, размещенных на участке до 01.08.2014, а также без учета деятельности общества на нем до указанного времени ввиду того, что прекращение деятельности по размещению отходов на спорном земельном участке с 01.08.2014 заявителем документально не оформлено и не подтверждено. В частности, соответствующие изменения в договор аренды не вносились, документы, подтверждающие прекращение деятельности по размещению отходов на объекте с указанной даты, не оформлялись.
Судами установлено, что спорный земельный участок эксплуатировался как свалка твердых бытовых отходов и на нем размещались отходы с 1954 по 2014 год. Согласно характеристике объекта размещения отходов, представленных Обществом в 2014 году, ориентировочный объем ранее размещенных на объекте НВОС отходов, составил 12 164 000 тонн.
Судебные инстанции приняли во внимание сведения Управления о том, спорный объект является площадным источником выбросов загрязняющих веществ, в том числе веществ 2-4 классов опасности, таких как: метан, этилбензол, формальдегид, и длительный период времени оказывает значительное воздействие на качество атмосферного воздуха прилегающей территории, в том числе жилой застройки и близлежащих садово- огороднических товариществ. Образующийся в толще отходов фильтрат, губительно сказывается на качестве подземных вод. Совокупность вышеприведенных негативных факторов наносит непоправимый вред здоровью человека и окружающей среде.
С учетом указанных обстоятельств суды сделали вывод о том, что постановка на государственный учет объекта НВОС только на основании данных по отходам, накопленным с 01.08.2014, не является отражением объективной действительности и не подтверждает реальную картину об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления, что не соответствует целям государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренных пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, а также оказывает воздействие на реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду.
В обратном случае, как указали судебные инстанции, государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не соответствовал бы принципам информативности и достоверности, и не обеспечивал бы достижение предусмотренных Законом N 7-ФЗ целей.
Суд округа находит выводы судов соответствующими обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы нормативно не обоснованы и не опровергают выводы судов изложенных в состоявшихся по делу судебных актах.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемый ненормативный правовой акт соответствующим нормам законодательства и не нарушающим права и законные интересы Общества.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.05.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А13-1506/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Вторресурсы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.