г. Санкт-Петербург |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А21-2/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Алешкевича О.А. и Кудина А.Г.,
рассмотрев 07.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2017 (судья Кузнецова О.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунова В.М.) по делу N А21-2/2017,
установил:
Администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" (место нахождения: 238210, Калининградская область, город Гвардейск, Юбилейная улица, дом 6, ОГРН 1023902272327; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636; далее - Министерство) о взыскании денежных средств в сумме 1 391 900 руб., исчисленных в размере стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции Маляру Е.В. и Абашину А.А.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство внутренних дел Российской Федерации (место нахождения: 119049, город Москва, Житная улица, дом 16, ОГРН 1037700029620; далее - МВД России).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о взыскании компенсации в размере стоимости жилого помещения, предоставленного участковому уполномоченному милиции Маляру Е.В., ссылая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов (в части) проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что согласно Закону Калининградской области от 10 июня 2014 года N 319 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Гвардейский район", и организации местного самоуправления на объединенной территории" с 01.01.2015 территории муниципального образования "Гвардейское городское поселение", муниципального образования "Знаменское сельское поселение", муниципального образования "Славинское сельское поселение", муниципального образования "Озерковское сельское поселение", муниципального образования "Зоринское сельское поселение" объединены без изменения границ общей территории муниципального образования "Гвардейский район". Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории муниципального образования "Гвардейский район", наделено статусом городского округа и является муниципальным образованием "Гвардейский городской округ".
Администрация муниципального образования "Знаменское сельское поселение" 11.12.2013 заключила с Маляром Е.В. договор социального найма на жилое помещение по адресу: Калининградская область, Гвардейский район, поселок Знаменск, улица 40-летия Победы, дом 13, квартира 33, площадью 29,1 м2, с условием вселения: нанимателя Маляра Евгения Викторовича., его супруги Маляр Валентины Сергеевны., сына Маляра Александра Евгеньевича, сына Маляра Алексея Евгеньевича. Постановлением главы администрации муниципального образования "Знаменское сельское поселение" от 24.12.2014 N 299 данная квартира была передана в собственность в порядке приватизации Маляр Татьяне Анатольевне и 11.02.2015 зарегистрировано ее право собственности.
Согласно отчету от 10.11.2016 рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 577 600 руб.
Считая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением участковому уполномоченному полиции отдельного жилого помещения за счет муниципальной казны, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и сделали вывод об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ), вступившего в силу с 01.03.2011, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Возможность предоставления жилого помещения из состава муниципального жилищного фонда участковым уполномоченным полиции при отсутствии в муниципальном образовании специализированного жилищного фонда Российской Федерации предусмотрена частью 2 статьи 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2012.
В соответствии с пунктом 9.2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) до 01.01.2017 предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения обязанностей по указанной должности, отнесено к вопросам местного значения.
Исходя из вышеназванных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемый период обязанность по предоставлению в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда работникам полиции (участковым уполномоченным) возложена на органы местного самоуправления.
В силу положений статей 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 55, 60, 61 Закона N 131-ФЗ, реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьями 129, 132 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются, в частности в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Судебными инстанциями верно указано, что предоставление в 2013 году квартиры Маляру Е.В. и членам его семьи по договору социального найма как уполномоченному участковому полиции относилось (до 01.01.2017) к сфере полномочий органов местного самоуправления, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств муниципалитета либо посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.
В свою очередь из положений статьи 84 БК РФ, содержащей основания возникновения расходных обязательств Российской Федерации, не вытекают безусловные обязательства Российской Федерации по возмещению муниципальному образованию стоимости жилья, предоставленного по договору социального найма. При этом доказательств не исполнения Российской Федерацией обязательств по предоставлению муниципальному образованию "Гвардейский район" межбюджетных трансферов в материалы дела не представлено.
Суды исходя из предмета и основания заявленных требований (взыскание убытков), правомерно указали на отсутствие в материалах дела доказательств вины Российской Федерации в причинении Администрации убытков в предъявленной сумме, а также противоправности действий (бездействия) Российской Федерации и наличия причинно-следственной связи между этими действиями (бездействием) и взыскиваемыми убытками
При данных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Администрации являются законными и обоснованными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях, им дана надлежащая правовая оценка.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2017 по делу N А21-2/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.