г. Санкт-Петербург |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А56-31042/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" Носова С.А, (доверенность от 25.08.2017), от Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Ивановой Д.И. (доверенность от 28.12.2017) и Григорьевой А.В. (доверенность от 28.12.2017),
рассмотрев 06.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2017 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 (судьи Протас Н.И., Сомова Е.А., Юрков И.В.) по делу N А56-31042/2017,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" место нахождения: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Сибирская, д. 6, кв. 22, ОГРН 1154704002265 (далее - ООО "Управдом - СБ", Общество), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107 (далее - Комитет), об оспаривании распоряжений от 10.04.2017 N N 197/1, 197/2, 197/3, 197/4, 197/5, 197/6, 197/7, 197/8, 197/9, 197/10, 197/11, 197/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Агентство комплексного обслуживания", место нахождения: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, пр. Героев, д. 54, к. А (далее - ООО "УО "АКО").
Решением суда первой инстанции от 30.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.10.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Управдом - СБ", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы, представители Комитета возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу актов.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела ООО "Управдом - СБ" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.12.2015 N 316. На основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (МКД), расположенных по адресам: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Солнечная д. 11, д. 13, ул. Красных Фортов д. 7, д. 5, д. 9, ул. 50 лет Октября д. 14, д. 12, ул. Ленинградская д. 6, д. 10, ул. Космонавтов д. 12, д. 8, с заявителем заключены следующие договоры управления МКД: от 21.11.2016 N Сол11, от 21.10.2016 N КФ7, от 21.10.2016 N КФ5, от 14.11.2016 N 50ЛО14, от 07.11.2016 N Лен6, от 07.11.2016 N Лен10, от 21.10.2016 N КФ9, от 18.11.2016 N К12, от 02.11.2016 N Сол13, от 30.09.2016 N 50ЛО12, от 17.11.2016 N К8 (далее - Договоры управления).
Общество обратилось в Комитет с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области от 03.02.2017 N гжило-01-993/17-0-0, N гжило-01-994/17-0-0, N гжило-01-995/17-0-0, N гжило-01-996/17-0-0, N гжило-01-997/17-0-0, N гжило-01-998/17-0-0, N гжило-01-999/17-0-0, N гжило-01-1000/17-0-0, N гжило-01-1001/17-0-0, N гжило-01-1002/17-0-0, N гжило-01-1003/17-0-0 (далее - заявления ООО "Управдом - СБ" о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области) согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Комитетом приняты решения о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. Указанные решения оформлены распоряжениями Комитета от 17.03.2017 N 165, N 158, N 159, N 164, N 167, N 168, N 160, N 162, N 166, N 163, N 161 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" (далее - распоряжения Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области") в соответствии с пунктом 2.7 Положения о комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N1 (далее - Положение N 1).
Комитетом 10.04.2017 вынесено распоряжение N 197/1 об отмене распоряжений Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области", на основании которого вынесены распоряжения NN 197/2, 197/3, 197/4, 197/5, 197/6, 197/7, 197/8, 197/9, 197/10, 197/11 и 197/12 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области по вышеуказанным МКД.
Не согласившись с указанными распоряжениями Комитета, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций не нашли предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N938/пр).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.08.2015 информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504 и Приказом Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе ГИС ЖКХ организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, определен Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Из указанных норм следует, что управляющая организация при исполнении требований части 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ обязана разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
При этом согласно подпункту "а" пункта 9 Порядка N 938пр несоответствие заявления и документов указанным требованиям является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что на дату поступления в Комитет заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области (03.02.2017), а также принятия распоряжений Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" (17.03.2017) и оспариваемых распоряжений (10.04.2017) Обществом не размещены в ГИС ЖКХ сведения о МКД, заявки на включение сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в ГИС ЖКХ отсутствуют. При этом судами установлено, что распоряжениями Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" допущено одновременное право управления МКД у заявителя и ООО "УО "АКО".
Учитывая данные обстоятельства суды сделали правомерный вывод о наличии правовых оснований для отмены распоряжений Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" и принятия им в рамкам уже начатой процедуры распоряжений об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области по спорным МКД.
Проверяя компетенцию Комитета суды правомерно сослались на часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" и пункт 2.3 Положения N 1.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суды оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ пришли к выводу что оспариваемые распоряжения Комитета соответствуют действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2017 по делу N А56-31042/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
...
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
...
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 февраля 2018 г. N Ф07-15235/17 по делу N А56-31042/2017