г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А13-13241/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Константинова П.Ю., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. (доверенность от 23.12.2016),
рассмотрев 13.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2017 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 (судьи Чередина Н.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-13241/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому (впоследствии - публичному) акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162600, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Мира, д. 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - Общество), о взыскании 1 756 661 руб. 15 коп. платы за использование инфраструктуры Компании вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Решением суда первой инстанции от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.08.2016, с Общества в пользу Компании взыскано 1 213 556 руб. 28 коп., в остальной части иска отказано.
Постановлением от 24.01.2017 кассационный суд отменил решение от 26.05.2016 и постановление от 05.08.2016 в части отказа во взыскании с Общества в пользу Компании 543 103 руб. 67 коп. платы за использование инфраструктуры и 9450 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; дело в названной части направил на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением от 16.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2017, с Общества в пользу Компании взыскано 543 103 руб. 67 коп. платы за использование инфраструктуры, 9450 руб. и 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, а также апелляционной и кассационной жалоб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствии их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суды применили не подлежащие применению положения статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); принятые по делу судебные акты противоречат сложившейся судебной практике.
Представитель Компании в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждено материалами дела, Компания (перевозчик) и Общество (владелец) 21.10.2011 заключили договор N 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества, примыкающего к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 5 Договора количество условных вагонов в каждой из групп, одновременно сдаваемых владельцу на железнодорожных путях общего пользования N 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 станции Череповец-2, составляет не более 62, на путях N 7 и 8 - не более 72.
Согласно подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора в редакции, действовавшей до 01.01.2014, за использование инфраструктуры Компании вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику за каждый вагон за один час плату, равную 0,1 минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ); при этом МРОТ принимается равным 100 руб.
Основаниями для начисления платы являются:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних, не принадлежащих перевозчику.
В силу пункта 17.2 Договора владелец освобождается от платы за пользование за оставленные на участках составы в случаях, если: пути станций Кошта и Череповец-2 заняты вагонами, прибывшими не в адрес владельца, кроме одного из путей с 9-го по 19-й и одного (7-го или 8-го) пути; пути станций Кошта и Череповец-2 свободны; соблюдены установленные сроки доставки грузов; вагоны подаются перевозчиком не в установленные Договором интервалы, а чаще; по иным основаниям, в том числе предусмотренным Уставом.
Пунктом 17.3 Договора предусмотрено, что владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
В пункте 17.4 Договора стороны установили, что поступившие на "брошенные" поезда акты общей формы в течение трех рабочих дней рассматриваются начальниками станций Череповец-2 и Кошта, а со стороны Общества - начальником района станций Череповец-2, начальником железнодорожных районов Череповецкий и Западный, представителем управления транспортной логистики и таможенного оформления. Решения по указанным актам оформляются протоколом, который должен быть подписан владельцем в течение трех дней с момента получения протокола от перевозчика. При несогласии представитель владельца может отказаться подписывать представленный протокол, изложив особое мнение.
В соответствии с актами общей формы и накопительными ведомостями N 030332, 100225-100227, 040212, 040213, 040216-040219, 230279-230281, 270205, 270206 с ноября 2012 по январь 2013 года в адрес Общества прибывали вагоны, которые перевозчик оставлял на промежуточных станциях по причинам, зависящим от грузополучателя - Общества. Накопительные ведомости подписаны владельцем, изложившим особое мнение, согласно которому Компания превышала установленное Договором количество пребывающих в единицу времени поездов и нарушала интервал их приема.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования Компания в соответствии с подпунктом "б" пункта 15.1 Договора начислила Обществу 1 756 661 руб. 15 коп. платы за использование её инфраструктуры.
Неуплата Обществом указанной суммы в добровольном порядке послужила поводом для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
При первоначальном рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций, согласившись с доводом Общества о невозможности начисления платы за пользование инфраструктурой до истечения срока доставки груза, частично удовлетворили иск.
Кассационный суд, указав на необходимость установить правомерность начисления Компанией 543 103 руб. 67 коп. платы за пользование инфраструктурой, частично отменил принятые по делу судебные акты, направил дело в части на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суд первой инстанции, признав правомерным начисление Компанией 543 103 руб. 67 коп. платы за пользование инфраструктурой, удовлетворил иск.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Уставом.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В статье 39 Устава также предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платежей, в том числе за пользование со стороны Общества инфраструктурой Компании и порядок их расчета согласованы сторонами в параграфе 15 Договора.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в спорный период вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций, предшествующих станции назначения, в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от Общества, - ввиду их неприема ответчиком.
Как предусмотрено пунктом 17.3 Договора, владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
Суды правомерно отклонили возражение Общества о наличии оснований для освобождения его от внесения платы за пользование инфраструктурой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и другие строения.
В соответствии со статьей 33 Устава, пунктом 2 действовавших на момент перевозки вагонов Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27), перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В силу статьи 33 Устава и пункта 10 Правил N 27 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5, железнодорожный тариф для собственных (арендованных) вагонов состоит из платы за использование инфраструктуры и локомотивов Компании (пункт 1.1.3 части 2 Прейскуранта N 10-01, тарифная схема N 8).
При этом из схемы N 8 следует, что плата за пользование инфраструктурой (как составляющая тарифа на перевозку) рассчитывается исходя из расстояния, пройденного вагонами, а не из срока использования инфраструктуры. Иначе говоря, доставка груза ранее нормативного срока не свидетельствует о том, что до его передачи у получателя не возникает обязанности по оплате пользования инфраструктурой.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам и доводам ответчика дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу N А13-13241/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.