г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А26-3625/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О.,
при участии от жилищно-строительного кооператива "Водников" Шкляева В.С. (доверенность от 03.04.2017),
рассмотрев 13.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Водников" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2017 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 (Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А26-3625/2017,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Водников", место нахождения: 185005, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Варламова, д. 21, ИНН 1001244361, ОГРН 1111001002200 (далее - ЖСК "Водников", Кооператив), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Энгельса, д. 4, ИНН 1001225288, ОГРН 1091001011265 (далее - Инспекция) от 28.02.2017 N 58.
Определением суда от 07.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис" (далее - ООО "ОнегоСтройСервис",третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представитель ЖСК "Водников" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Инспекции и третьего лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Инспекцию поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: г. Петрозаводск ул. Водников, д. 24, по вопросу правомерности начисления платы за водоснабжение за март, октябрь 2016 года.
На основании распоряжения от 26.01.2017 N 13 Инспекцией 28.02.2017 проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 28.02.2017 N 13.
Так заявителю вменяются следующие нарушения пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) при оформлении счета по квартире N 25 за март, октябрь 2016 года:
- по строке "водоснабжение/сч" включена дополнительно коммунальная услуга "водоотведение", в отношении которой отсутствуют сведения о размере тарифа, указания единицы измерения объемов коммунальных ресурсов (подпункт "в");
- не отражен объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя (подпункт "д");
- не отражен общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, показания коллективного прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (подпункт "е");
- не отражены сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований (подпункт "ж").
В целях устранения выявленных нарушений заявителю выдано предписание от 28.02.2017 N 58 о приведении платежных документов в соответствие с подпунктами "в", "д", "е", "ж" пункта 69 Правила N 354.
Полагая, что предписание от 28.02.2017 N 58 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ЖСК "Водников" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций проверили оспариваемый ненормативный акт на соответствие его Правилам N 354 и не установив оснований, предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ отказали Кооперативу в удовлетворении заявления.
Заслушав пояснения представителя Кооператива, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги регламентируют Правила N 354.
Требования к содержанию платежного документа определены в пункте 69 данных Правил.
Так, в частности, в платежном документе указываются: указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах) (подпункт "в" пункта 69 Правил N 354);
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами (подпункт "д" пункта 69 Правил N 354);
общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подпункт "е" пункта 69 Правил N 354) ;
сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах (подпункт "ж" пункта 69 Правил N 354).
Суды двух инстанций оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ сделали обоснованный вывод о нарушении ЖСК "Водников" требований подпунктов "в", "д", "е", "ж" пункта 69 Правила N 354 и наличия у уполномоченного органа законных оснований для выдачи оспариваемого предписания, которое в свою очередь, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, а потому, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о нарушении Инспекцией статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части неуказания в акте проверки даты и времени проведения проверки отклоняется кассационной инстанцией по следующим основаниям.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
Перечень таких грубых нарушений, влекущих признание недействительными результатов проверки, установлен частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ.
В силу пункта 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требования, предусмотренного частью 4 статьи 16 названного Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Нарушение на которое ссылается податель жалобы не относится к грубым и не может служить основанием для исключения акта проверки из числа доказательств по делу.
Довод ЖСК "Водников" на проведение Инспекцией проверки в отсутствие распоряжения является необоснованным. В материалах дела имеется распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении заявителя от 26.01.2017 N 13, согласно пункту 6 которого предметом проверки является соблюдение обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Довод кассационной жалобы о неисполнимости предписания заявлялся ранее и получил надлежащую оценку суда первой инстанции, который указал на то, что оспариваемое предписание содержит указание на нарушение Кооперативом требований действующего жилищного законодательства, а также четкую формулировку относительно действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений, а способ и порядок исполнения предписания относится к компетенции самого Кооператива.
Иные доводы ЖСК "Водников" о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу N А26-3625/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Водников" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.