г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А66-13280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кадулина А.В.,
судей Преснецовой Т.Г., Ракчеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.08.2017 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-13280/2016,
установил:
Глава крестьянско-фермерского хозяйства Алексеев Алексей Николаевич, ОГРНИП 314695214100031, ИНН 690401883533 (далее - Глава КФХ), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Территориальное управление), о признании незаконным выраженного в письме от 09.11.2016 N 4790-05 решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), сроком на 6 лет, двух земельных участков, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербининское с/п, в р-не дер. Чуприяновка, в границах земельного участка 69:10:0000027:64, общей площадью примерно 20 га, для ведения сельского хозяйства, и о возложении на ответчика обязанности в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду названных земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством соответствующей деятельности, которое будет являться основанием для предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, в порядке, предусмотренном статьей 39.17 ЗК РФ.
Решением суда первой инстанции от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2017, требования Главы КФХ удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, письмом от 10.09.2015 N 7933 Глава КФХ направил в адрес Территориального управления обращение о предоставлении в аренду на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ сроком на 6 лет двух земельных участков, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербининское с/п, в р-не дер. Чуприяновка, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью 20 га, для ведения сельского хозяйства, а также о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, с целью осуществления в дальнейшем государственного кадастрового учета данных земельных участков.
Учитывая, что срок рассмотрения обращения Главы КФХ, предусмотренный действующим законодательством, истек 11.10.2015, при этом сведений о принятом решении от Территориального управления не поступило, Глава КФХ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 15.02.2016 по делу N А66-15662/2015 бездействие Территориального управления, выраженное в непринятии в установленный статьей 39.18 ЗК РФ срок решения об опубликовании извещения о предоставлении двух земельных участков, расположенных по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербининское с/п, в р-не дер. Чуприяновка, в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, общей площадью 20 га, в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и размещения извещения на официальном сайте, признано незаконным; на ответчика возложена обязанность в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ обеспечить опубликование данного извещения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях исполнения данного решения суда Территориальное управление 06.05.2016 обеспечило опубликование извещения о предоставлении земельных участков.
Письмом от 10.06.2016 N 2462-05 Территориальное управление направило в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявление Главы КФХ и копию полного комплекта документов для рассмотрения и принятия решения по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления испрашиваемых земельных участков, а также принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков или решения об отказе в согласовании.
В письме от 09.11.2016 N 4790-05 Территориальное управление отказало Главе КФХ в предварительном согласовании предоставления земельных участков на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельных участков, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в связи с тем, что данная схема не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Глава КФХ, считая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Названной статьей установлены особенности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 5 данной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Кодекса и направляет это решение заявителю.
Как установлено судами, в заявлении Глава КФХ просил согласовать предоставление ему части земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, находящегося в собственности Российской Федерации, которая не сформирована в действовавшем на тот период порядке; по истечении тридцатидневного срока с даты опубликования извещения заявления от иных заинтересованных лиц не поступили, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Главе КФХ не направлено.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ Территориального управления, выраженный в письме от 09.11.2016 N 4790-05, не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Главы КФХ, поскольку не согласуется с положениями пункта 5 статьи 39.15 ЗК РФ.
Отсутствие схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в спорной ситуации не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в силу пункта 5 статьи 39.15 ЗК РФ обязанность по ее подготовке лежит на уполномоченном органе.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что Территориальным управлением допущено незаконное бездействие, и правильно удовлетворили требования Главы КФХ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 по делу N А66-13280/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.