г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А56-21697/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Группа "Илим" Каримова Д.А. (доверенность от 17.01.2018), Кудрявцевой О.И. (доверенность от 17.01.2018), Зязиной М.В. (доверенность от 11.02.2016), от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Ериловой О.В. (доверенность от 01.12.2017), Чертова Д.А. (от 09.10.2017),
рассмотрев 14.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2017 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б) по делу N А56-21697/2017,
установил:
Акционерное общество "Группа "Илим", место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Марата, дом 17, ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698 (далее - Агентство, административный орган), от 20.03.2017 N 22АП/2017.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.08.2017, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы настаивает на законности оспариваемого постановления и указывает, что в части установления тарифов на электрическую энергию понятие "покупатель" является широким и включает в себя "потребителей"; при спорных расчетах подлежат применению цены (тарифы), установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2015 N 66-э/1; судами не исследованы и не оценены представленные материалы тарифного дела; по предмету спора имеется арбитражная практика, в соответствии с которой цены на электрическую энергию подлежат государственному регулированию.
В отзыве Общество возражает против доводов кассационной жалобы, полагает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и основания для их отмены отсутствуют.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ определением суда от 17.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 31.01.2018 в связи с болезнью судьи докладчика.
В судебном заседании 31.01.2018 руководствуясь частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), учитывая необходимость дополнительного изучения материалов дела, суд кассационной инстанции отложил судебное разбирательство по кассационной жалобе на 14 февраля 2018 года на 16 час. 30 мин.
После отложения 14.02.2018 дело слушается тем же составом суда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с обращениями ПАО "Архэнергосбыт" от 11.08.2016 N 01-01/18-09/2405, от 03.02.2017 N 01-08/16-6/464 Агентством в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе административного расследования Агентством установлены нарушения Обществом порядка ценообразования на электрическую энергию в период с 31.03.2016 по 30.06.2016, производимую его филиалом в городе Коряжма.
Указанные обстоятельства послужили основанием составления в отношении Общества протокола от 06.03.2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление от 20.03.2017 N 22АП/2017 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 29 728 136 руб. 18 коп.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Рассмотрев спор, суды не установили в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения в части завышения установленного постановлением Агентства от 24.11.2015 N 66-э/1 тарифа на продажу электрической энергии, придя к выводу о том, что действующее законодательство не содержит требований в отношении продажи на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии потребителям по регулируемым ценам.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) в виде административного штрафа для юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На оптовом рынке государственному регулированию подлежат в том числе цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, в том числе поставляемую в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемую у них в целях экспорта или импорта в объеме, учтенном в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) (пункт 2 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ).
На розничных рынках государственному регулированию подлежат в том числе цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно пункту 2 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 770 "Об определении территорий неценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности)" Архангельская область (в том числе и город Коряжма) является неценовой зоной оптового рынка электрической энергии.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию на территории Архангельской области осуществляется Агентством по тарифам и ценам Архангельской области в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования, Правила N 1178).
Порядок расчета за электроэнергию установлен Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения, Положение N 442).
Пунктом 5 Положения N 442 определено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.
Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии на территориях неценовых зон оптового рынка установлены в главе VII Положения N 442.
Согласно пункта 107 Положения N 442 функционирование розничных рынков на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, осуществляется в соответствии с разделами I - IV и IX - XI настоящего документа с учетом указанных в настоящем разделе положений.
Регулируемые цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей (далее - конечные регулируемые цены), за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в соответствии с разделом XII настоящего документа.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, Общество обратилось в Агентство с заявлением об установлении тарифа на электрическую энергию, производимую филиалом в городе Коряжме, методом экономически обоснованных расходов в размере 1649,41 руб./тыс. кВт. ч. В приложении к заявлению представлена структура полезного отпуска электрической энергии с указанием потребителей.
Агентство, с учетом экспертного заключения от 24.11.2015, руководствуясь Правилами N 1178, постановлением от 24.11.2015 N 66-э/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ОАО "Группа Илим" на территории муниципального образования "Город Коряжма" установило соответствующий тариф по группам потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток на 2016 год.
Законность постановления от 24.11.2015 N 66-э/1 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ОАО "Группа Илим" на территории муниципального образования "Город Коряжма" Обществом не оспаривается.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суд округа считает ошибочным вывод судов об отсутствии в действиях Общества объективной стороны вменяемого правонарушения.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебные акты приняты на основе неполно установленных и исследованных обстоятельств и при неправильном применении норм материального и процессуального права, а полномочия арбитражного суда округа ограничены положениями части 2 статьи 287 АПК РФ, решение и постановление в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо, исходя из изложенного выше проверить выводы административного органа в наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения; установить, соблюден ли Агентством предусмотренный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности и правила назначения наказания; проверить, имеются ли в рассматриваемом случае основания для применения статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ; по результатам рассмотрения дела при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А56-21697/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.