г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А26-1233/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Соломенский лесозавод" Ведюкова Ю.С. (доверенность от 01.01.2018 N 7/18),
рассмотрев 14.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Соломенский лесозавод" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2017 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А26-1233/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Соломенский лесозавод", место нахождения: 186130, Республика Карелия, Пряжинский р-н, пос. Чална, Первомайская ул., д. 11А, ОГРН 1101001006259, ИНН 1040000104 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 07.02.2017 N 5.3.2-08/44 отказа Администрации Петрозаводского городского округа, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), в выдаче заявителю разрешения на строительство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия,
место нахождения: 185002, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пирогова, д. 12, ОГРН 1051000011677, ИНН 1001048857 (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Соломенский лесозавод", место нахождения: 186130, Республика Карелия, Пряжинский р-н, пос. Чална, Первомайская ул., д. 11А, ОГРН 1141040000078, ИНН 1021506287, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и управлению государственными закупками, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Герцена, д. 13, ОГРН 1031000016850, ИНН 1001040110 (далее - Комитет).
ООО "Соломенский лесозавод" вступило в дело с самостоятельными требованиями в качестве созаявителя, о чем суд первой инстанции вынес 07.06.2017 соответствующее определение, просило признать незаконным отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме от 07.02.2017 N 5.3.2-08/44 и обязать Администрацию выдать ООО "Соломенский лесозавод" разрешение на строительство.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2017, в удовлетворении заявленных Обществом и ООО "Соломенский лесозавод" требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.07.2017 и постановление от 09.10.2017, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя жалобы, не получил надлежащей оценки довод Общества о том, что разрешение на строительство испрашивается только на один объект (здание операторской с навесом), остальные объекты, которые планировало разместить Общество, являются временными, не относятся к числу самостоятельных объектов капитального строительства; а потому вывод судов двух инстанций о том, что спорный объект капитального строительства планируется для реконструкции в границах земельного участка площадью более 1500 кв м, на котором размещена производственно-складская база в составе комплекса взаимосвязанных объектов, - не соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам. Общество также считает, что факт выхода границ санитарно-защитной зоны предприятия за пределы земельного участка, на котором оно расположено, не имеет правового значения для рассмотрения данного спора; планируемый к реконструкции Обществом объект соответствует всем требованиям пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поэтому экспертизы проектной документации в данном случае не требуется; вывод апелляционного суда об отсутствии у Общества прав на земельный участок не имеет правового значения при оценке законности отказа Администрации в выдаче разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Соломенский лесозавод" поддерживает жалобу Общества в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Комитет и ООО "Соломенский лесозавод", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, направили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей. Управление и Администрация о времени и месте судебного разбирательства также извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с дополнительным соглашением от 13.12.2004 N 1073 к договору аренды земельного участка
от 19.06.2002 N 5847 (далее - Договор) к закрытому акционерному обществу "Соломенский лесозавод" (правопредшественник Общества) перешли права и обязанности арендатора по Договору на земельный участок площадью 318 139 кв.м, с кадастровым номером 10:01:050101:005, предоставленный из земель поселений для организации производства пиломатериалов, мебели и другой продукции деревообработки (пункт 1.2 Договора).
Дополнительным соглашением от 21.06.2013 N 2775 к Договору в него внесены изменения (в связи с изменением площади земельного участка); в аренду был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 10:01:050101:5 площадью 327 730 кв м, расположенный в г. Петрозаводске на Соломенской ул., д. 2. В последствии, 17.03.2017, права и обязанности арендатора данного земельного участка Обществом были переданы ООО "Соломенский лесозавод" (соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19.06.2002 N 5847, акт приема-передачи от 01.04.2017).
Общество 01.02.2017 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Комплексная реконструкция ПАО "Соломенский лесозавод" - 2 этап. Реконструкция линии сортировки пиловочника".
Письмом от 07.02.2017 N 5.3.2-08/44 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство, указав на отсутствие документов, предусмотренных пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ, а именно положительного заключения экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Не согласившись с правомерностью полученного отказа со стороны Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Обществом и ООО "Соломенский лесозавод" требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлен перечень предоставляемых заинтересованным лицом в уполномоченный орган документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
При отсутствии документов, предусмотренных указанной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации, или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Как видно из материалов дела, основанием для отказа Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство послужил тот факт, что представленная заявителем проектная документация разработана на здание, входящее в комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке площадью более 1500 кв. м., и функционально взаимосвязанных между собой, поэтому в соответствии с положениями статьи 49 ГрК РФ требуется положительное заключение экспертизы проектной документации, которое отсутствовало в составе представленных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 ГрК проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 этой же статьи.
В силу пункта 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Довод заявителей о том, что разрешение на строительство испрашивалось на отдельно стоящий объект капитального строительства, площадь которого составляет 313, 77 кв м, что менее 1500 кв м, а потому экспертиза проектной документации в данном случае в силу пункта 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ не требуется, правомерно отклонен судами по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Общество направило заявление о выдаче разрешения на строительство объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:01:050101:5 (категория земли - земли промышленности), вид разрешенного использования которого - организация производства пиломатериалов, мебели и другой продукции деревообработки. Судами установлено, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка в его границах расположены 56 складских и производственных объектов, общей площадью более 1500 кв. м. (2083 кв. м.). Согласно разделу 1 Проектной документации "Пояснительная записка" на земельном участке планируется строительство внутриплощадочных проездов с устройством разворотных площадок у пирсов для пожаротушения, здания пожарного поста (1 шт.), линии сортировки пиловочника с навесом и операторской, бытового здания с соответствующим объемом благоустройства прилегающей территории.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что имеющиеся на земельном участке производственные объекты представляют собой производственно-складскую базу и функционально взаимосвязаны между собой. Планируемая реконструкция представляет собой реконструкцию линии сортировки пиловочника с поэтапным возведением объектов капитального строительства общей площадью более 1500 кв. м. Кроме того судами проанализировано и установлено, что для осуществления производственной деятельности на указанном земельном участке требуется и установлена санитарно-защитная зона производственного объекта за границами этого земельного участка равная 300 метрам.
Данные обстоятельства, как справедливо указано судами, исключают применение к рассматриваемому случаю положений пункта 5 части 2
статьи 49 ГрК РФ, следовательно, в силу требований части 1 названной нормы представленная проектная документация подлежала экспертизе.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отметил, что у Общества отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, которые в силу требований пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ прилагаются к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Указанное обстоятельство Обществом не опровергается.
Довод подателя жалобы о том, что отсутствие у Общества таких документов не может приниматься во внимание при оценке законности отказа Администрации в выдаче разрешения на строительство, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ наличие правоустанавливающих документов на земельный участок является.одним из обязательных условий для выдачи разрешения на строительство. Отсутствие в оспоренном письме Администрации ссылки на пункт 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ в обоснование оспоренного отказа (ввиду передачи прав аренды земельного участка позднее) не предоставляет Обществу права требовать выдачу испрашиваемого разрешения на строительство в отсутствие значимых в силу требований статьи 51 ГрК РФ документов.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку фактических обстоятельств по делу и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права. Всем доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Суды двух инстанций объективно и аргументировано отказали Обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне; нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на имеющихся доказательствах. В данном случае кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2017 по делу N А26-1233/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Соломенский лесозавод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.