г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А05-13592/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро Данченко В.А. (доверенность от 30.01.2018), от закрытого акционерного общества "Бункерная компания" Ниденфюр В.В. (доверенность от 14.02.2017) и Косова А.А. (доверенность от 28.11.2017),
рассмотрев 14.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2017 (судья Гуляева И.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А05-13592/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро", место нахождения: 109028, Москва, Покровский бульвар, дом 3, строение 1, ОГРН 1037702027670, ИНН 7702354081 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к закрытому акционерному обществу "Бункерная компания", место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Дежневцев, дом 34, корпус 1 строение 3, ОГРН 1022900512271, ИНН 2901075478 (далее - Компания), о взыскании 2 478 600 руб. штрафа за превышение срока оборота арендованных цистерн на станциях назначения по договору от 01.06.2007 N ОС/212 на оказание услуг по перевалке авиатоплива (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 04.04.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.09.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что Договор является смешанным: содержит элементы договоров услуг, хранения и перевозки. Общество, считает, что между сторонами сложились правоотношения по поставке, поэтому подлежит применению общий срок исковой давности.
Общество обращает внимание на то, что Компания выступала грузоотправителем порожних цистерн, в связи с чем в соответствии с пунктами 1.14, 1.3, 5.5 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2013 N 39, квитанции о приеме груза к перевозке имеются только у нее. А поэтому истец не мог представить судам железнодорожные накладные с отметкой о календарной дате возврата порожнего вагона (цистерны) в графе "Оформление приема груза к перевозке").
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители ответчика обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Компания (исполнитель) и Общество (заказчик) заключили Договор на оказание услуг по перевалке авиатоплива.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 2.1.1 Договора исполнитель обязался оказать комплекс услуг (далее именуемый перевалка): по доставке авиатоплива в железнодорожных цистернах от станции назначения до эстакады слива нефтебазы; по приему (сливу) авиатоплива (груз), поступающего на нефтебазу Компании ("База снабжения флота") железнодорожным транспортом; по хранению, по выдаче (наливу) груза в водный транспорт. Заказчик обязался доставить исполнителю груз железнодорожным транспортом по согласованному с исполнителем графику и оплатить комплекс услуг в порядке и на условиях, установленных Договором.
Пунктами 3.2.1 - 3.2.3 Договора предусмотрено, что срок оборота арендованных цистерн у заказчика на станции назначения составляет трое суток. Срок оборота цистерн может устанавливаться равным технологическому сроку оборота вагонов (цистерн) открытого акционерного общества "Российские железные дороги", определенному в договоре на подачу и уборку вагонов или в договоре на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, заключенных между исполнителем и заказчиком при условии, что нотариально заверенная копия данного договора будет представлена поставщику до или одновременно с подачей детальной отгрузочной разнарядки на отгрузку продукции в данный пункт назначения. Срок оборота определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарной дате штемпеля на железнодорожной накладной в приеме груза к перевозке (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату отправления порожнего вагона (цистерны) на станции отправления согласно календарной даты штемпеля на железнодорожной накладной на возврат порожнего вагона (цистерны) в графе "Оформление приема груза к перевозке". Течение срока начинается на следующий день после календарной даты штемпеля на железнодорожной накладной в приеме груза к перевозке (груженый рейс), проставленного станцией назначения. Порожние арендованные цистерны исполнителя подлежат обязательному возврату заказчиком. Исполнитель принял на себя обязательство обеспечить отправку порожних цистерн заказчика за его пломбой по полным грузовым документам на станцию приписки в адрес грузоотправителя. При возврате порожних арендованных цистерн в накладной в графе "Получатель" заказчик обязан указать наименование получателя порожних арендованных цистерн.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора исполнитель несет ответственность перед заказчиком при наступлении форс-мажорных обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательств исполнителя имеющимися техническими средствами.
Дополнительным соглашением от 26.06.2012 N 3 в пункт 5.3 Договора включено условие о том, что в случае превышения срока использования арендованных цистерн заказчика на станциях назначения исполнитель оплачивает заказчику штраф за каждые дополнительные сутки сверх установленного срока. Размер штрафа за превышение срока использования арендованных цистерн заказчика на станциях назначения составляет 1350 руб. в сутки за одну четырехосную цистерну.
Пунктом 5.4 Договора предусмотрено, что в случае поставки несогласованного количества груза возмещение расходов за увеличение времени слива (сверхнормативный простой) возлагается на заказчика.
Компания осуществила транспортировку груза Общества.
В период с 27.06.2012 по 07.10.2014 Компания при принятии груза на станции назначения Архангельск допустила сверхнормативное использование цистерн, о чем свидетельствуют претензии грузоотправителей об уплате штрафа за превышение сроков оборота вагонов.
Общество обратилось к Компании с претензиями об добровольной уплате штрафа.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций отказали в иске в связи с пропуском истцом срока исковой давности, о применении которого заявил ответчик. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих превышение ответчиком срока оборота цистерн на станциях назначения.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что заключенный между сторонами Договор является смешанным, содержит элементы договора возмездного оказания услуг, хранения, перевозки (в части оказания услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом от станции назначения до нефтебазы к месту слива топлива).
Пунктом 1 статьи 785 ГК РФ предусмотрено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Компания в суде первой инстанции заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года, а статья 197 ГК РФ содержит оговорку о том, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Начало течения срока исковой давности совпадает с моментом возникновения у заинтересованной стороны права на иск, т.е. возможности реализовать его в принудительном порядке через суд.
Правоотношения, возникающие в случае превышения срока оборота вагонов (цистерн) вытекают из обязательств по перевозке груза.
Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку договор в части перевозки грузов в виде самого процесса железнодорожной перевозки, регулируется нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), к исковому требованию о взыскании штрафа за сверхнормативный оборот вагонов-цистерн на станции назначения подлежит применению специальный срок исковой давности, установленный пунктом 3 статьи 797 ГК РФ и Уставом.
Статьей 125 Устава предусмотрено, что иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Как видно из материалов дела, исковое заявление направлено истцом в суд по почте 10.12.2016, то есть за пределами годичного срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Кроме того, апелляционный суд указал, что по ряду претензий Общество пропустило и общий трехгодичный срок исковой давности с учетом даты претензий и периода нарушения, о котором указано в претензиях.
С учетом изложенного следует признать, что суды обоснованно и законно отказали в удовлетворении иска.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017 по делу N А05-13592/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Аэро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку договор в части перевозки грузов в виде самого процесса железнодорожной перевозки, регулируется нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), к исковому требованию о взыскании штрафа за сверхнормативный оборот вагонов-цистерн на станции назначения подлежит применению специальный срок исковой давности, установленный пунктом 3 статьи 797 ГК РФ и Уставом.
...
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2018 г. N Ф07-14629/17 по делу N А05-13592/2016