г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А05-7878/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Михайловской Е.А.,
судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Исакогорка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Васильева Г.Ф. (доверенность от 09.01.2018), от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" Неуступова К.М. (доверенность от 30.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Исакогорка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2017 (судья Гуляева И.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 (судьи Рогатенко Л.Н., Кутузова И.В., Тарасова О.А.) по делу N А05-7878/2017,
установил:
Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Исакогорка открытого акционерного общества "Российские железные дороги", место нахождения: 163060, г. Архангельск, ул. Тимме, д. 5 ОГРН 1042900020239, ИНН 2901126556 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", место нахождения: 117997, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427 (далее - Страховая компания), о взыскании 1 700 338 руб. 02 коп. долга по договору на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2016 N 01-57/16-35.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее - Фонд).
Решением от 14.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 14.08.2017 и постановление апелляционного суда от 19.10.2017 отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что отказ ответчика в оплате медицинских услуг, оказанных надлежащим образом, но с превышением запланированных объемов медицинской помощи, является необоснованным. Осуществив зачет средств финансового результата в счет оплаты услуг, оказанных сверх объема, суд обеспечил возмещение расходов ответчика, связанных с превышением запланированного объема, за счет средств, предназначенных для покрытия расходов на оказание услуг, оплачиваемых методом подушевого финансирования.
В отзывах на кассационную жалобу Фонд и Страховая компания просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Страховой компании возражал против ее удовлетворения.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение (организация) и Страховая компания (страховая медицинская организация) заключили договор на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2016 N 01-57/16-35 (далее - Договор), по которому организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация - оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов до 25-го числа каждого месяца включительно.
Во исполнение Договора Учреждение в 2016 году оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам.
По расчету Учреждения медицинская помощь оказана на сумму 31 296 645 руб. 30 коп. (с учетом подушевого норматива финансирования).
Согласно акту сверки расчетов, составленному сторонами, страховая медицинская организация произвела оплату услуг в 2016 году на общую сумму 29 567 884 руб. 72 коп.
В обоснование иска Учреждение указало, что Страховая компания не оплатила выставленные счета от 31.08.2016 N 1623, от 30.11.2016 N 1525, N 2170, N 2186, N 2031, N 2161УС, от 31.12.2016 N 2180-УС на общую сумму 1 700 338 руб. 02 коп.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, а также правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 9 Закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются - застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Постановлением правительства Архангельской области от 22.12.2015 N 568-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2016 год (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой, кроме прочего, определены нормативы объема медицинской помощи, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.
На территории Архангельской области в 2016 году действовало Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2016 год от 01.02.2016 (далее - Тарифное соглашение).
В приложении 11 к Тарифному соглашению утверждены подушевые нормативы финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, на одно прикрепившееся застрахованное лицо, которые состоят из двух частей: базовой части подушевого финансирования и стимулирующей части подушевого норматива.
В приложении 1 к Тарифному соглашению установлен Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях (далее - Порядок оплаты АМП).
В обоснование иска Учреждение сослалось на то, что в спорный период объем терапевтической медицинской помощи им был оказан меньшему числу граждан по сравнению с запланированными объемами, а узкие специалисты оказали медицинскую помощь большему количеству граждан.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что Учреждение в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования оказывало в том числе медицинскую помощь в амбулаторных условиях, которая оплачивалась в соответствии с Порядком оплаты АМП. Согласно названному Порядку (раздел IV) оплата первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цеховых врачебных участков, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) в медицинских организациях, имеющих прикрепленное население, осуществлялось по подушевому нормативу финансирования.
Подушевой норматив финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, состоит из базовой части и стимулирующей части подушевого норматива финансирования.
Плановый объем финансирования медицинской организации - фондодержателя (бюджет фондодержателя) по базовой части доводится до медицинской организации в полном объеме с учетом контроля объемов и качества медицинской помощи и не зависит от выполненных данной медицинской организацией объемов медицинской помощи, оказанных в амбулаторных условиях. В связи с этим, если уровень обращаемости за медицинской помощью ниже установленного планового задания, то у медицинской организации - фондодержателя образуется остаточный доход (остаток фондодержателя).
Стимулирующая часть подушевого норматива финансирования выплачивается медицинским организациям-фондодержателям страховыми медицинскими организациями по итогам работы за I квартал, 1-ое полугодие, 9 месяцев и год с учетом коэффициента результативности деятельности медицинских организаций-фондодержателей.
Согласно пункту 79 Порядка оплаты АМП средства финансового результата (остаточный доход или остаток фондодержателя) и объем средств по стимулирующей части подушевого норматива финансирования АМП, полученные медицинской организацией-фондодержателем, направляются в том числе, на оплату расходов, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что средства финансового результата (остаточный доход) и средства на финансирование стимулирующей части подушевого норматива финансирования амбулаторной медицинской помощи, полученные истцом в 2016 году, подлежат зачету в счет оплаты оказанных истцом за 2016 год в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования услуг. Соответственно, задолженность по оплате услуг на стороне ответчика отсутствует.
Апелляционный суд обоснованно указал, что доказательств того, что спорная сумма финансового результата и средства стимулирующей части были израсходованы истцом на иные цели, предусмотренные пунктом 79 Порядка оплаты АМП, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказали в иске.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А05-7878/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу негосударственного учреждения здравоохранения "Отделенческая больница на станции Исакогорка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.