г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А26-975/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Подвального И.О., Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Олонецлес" Афанасьева Д.С. (доверенность от 01.03.2017),
рассмотрев 14.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А26-975/2017,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к открытому акционерному обществу "Олонецлес", место нахождения: 186000, Республика Карелия, город Олонец, улица Ленина, дом 21, ОГРН 1021001027783, ИНН 1014001253 (далее - Общество), о взыскании 2 679 655 руб. 76 коп. задолженности по арендной плате за 2016 год, начисленной по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з, рассчитанной за объем изъятия лесных ресурсов для создания инфраструктуры.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.09.2017, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение. Министерство полагает, что нарушение Обществом условий договора аренды, выразившееся в недоосвоении расчетной лесосеки, не освобождает последнего от внесения арендной платы за указанные в договоре объемы. Министерство не согласно с выводами апелляционного суда о том, что строительство объектов инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора, а также что исчисление арендной платы за недоосвоенный объем произведено с нарушением статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 17.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 31.01.2018 в связи с болезнью судьи-докладчика.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.02.2018 (резолютивная часть объявлена 31.01.2018) судебное заседание отложено на 14.02.2018.
После отложения рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании 14.02.2018 продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании 14.02.2018 представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, считая судебные акты законными и обоснованными.
Министерство извещено о времени и месте судебного заседания, однако представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор), по результатам аукциона в порядке реализации преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок заключен договор аренды лесного участка от 24.12.2014 N 164-з, по условиям которого арендатору передан во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 173154,4 га, расположенный на территории Олонецкого лесничества, в целях заготовки древесины, сроком по 31.12.2040 года.
В соответствии с пунктом 4.4.6 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 6,6 (пункт 2.1.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1.2 договора арендатор вносит арендную плату в следующих размерах и сроки: 15 января - 8%, 15 февраля - 10%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 8%, 15 мая - 8%, 15 июня - 10%, 15 июля - 8%, 15 августа - 8%, 15 сентября - 8%, 15 октября - 8%, 15 ноября - 8%, 15 декабря - 8%.
Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление о начислении арендной платы на текущий год. Форма уведомления аналогична форме, указанной в приложении N 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 договора).
В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (пункт 2.1.4 договора).
По результатам 2016 года истец произвел перерасчет арендной платы в соответствии с годовым объемом заготовки древесины, установленным проектом освоения лесов и приложением N 3 к договору в размере 16,8 тыс. куб. м, объемом фактически задекларированной древесины в размере 13440 куб. м и с применением средней ставки платы на недоосвоенный ответчиком объем древесины (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры) в размере 3360 куб. м, с применением предусмотренных пунктом 2.1.1 договора повышающих коэффициентов. Задолженность Общества по состоянию на 16.01.2017 составила 2 679 655,76 руб.
Министерство направило в адрес Общества претензию от 16.01.2017 N 1 с требованием о погашении указанной задолженности, оставление которой без удовлетворения послужило поводом для обращения в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Суды двух инстанций, придя к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства, в иске отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Как правомерно указали судебные инстанции, из совокупного толкования названных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, и в этой связи арендная плата должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации указанной в Постановлении N 310 ставки арендной платы.
Суды двух инстанций установили, что заявленная Министерством к взысканию в настоящем деле задолженность в размере 2 679 655,76 руб. представляет собой остаток долга по арендной плате за 2016 год, начисленной за недоосвоенный объем лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры с применением средней фактически сложившейся в 2016 году ставки платы.
Руководствуясь упомянутыми нормами лесного и гражданского законодательства, проанализировав условия договора аренды, порядок формирования арендной платы, суды пришли к выводу о том, что в силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ, а допускается одновременно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Руководствуясь приведенными нормами законодательства и принимая во внимание условия договора аренды, пунктом 4.3.2 которого предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры, суды пришли к выводу, что в спорный период отсутствовала необходимость по созданию лесной инфраструктуры, что исключает обязанность арендатора лесного участка по рубке древесины и соответственно по внесению платы за изъятие лесных ресурсов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении иска.
Изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А26-975/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.