г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А05-1579/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Преснецовой Т.Г. и Ракчеевой М.А.,
при участии от администрации муниципального образования "Северодвинск" Крыловой И.Э. (доверенность от 12.09.2017),
рассмотрев 19.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство - Север" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.08.2017 (судья Булатова Т.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А05-1579/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство - Север", место нахождения: 164502, Архангельская обл., г. Северодвинск, пр. Победы, д. 58, ОГРН 1052902021457, ИНН 2902049791 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск", место нахождения: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и об обязании поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества два канализационных выпуска из многоквартирного дома N 58 по ул. Труда (квартал 154), проходящих от внешней стены указанного жилого дома до стенок канализационных колодцев.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северодвинское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Горвик", место нахождения: 164520, Архангельская обл., г. Северодвинск, Беломорский пр., д. 1, корп. 5, ОГРН 1022900842250, ИНН 2902007022 (далее - Предприятие).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 решение суда первой инстанции от 02.08.2017 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 02.08.2017 и постановление от 19.10.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований.
Податель жалобы полагает, что суды рассмотрели только одно из заявленных им требований - о признании незаконным бездействия Администрации и оставили без внимания второе требование - об обязании Администрации поставить канализационные выпуски на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Суды, указывает Общество, не дали оценки доводам сторон о наличии или отсутствии у спорных объектов признаков общедомового имущества. По мнению подателя жалобы, суды не применили положения статей 14, 16, 50 Федерального закона от 06.10.1993 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и неправильно истолковали положения статей 6, 8, 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество и Предприятие, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Северодвинск, пр. Труда, д. 58, Общество выбрано в качестве управляющей организации (протокол от 15.10.2014).
В дальнейшем между собственниками помещений многоквартирного дома и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом от 01.11.2014.
Общество и Предприятие в 2016 году предпринимали действия по установлению границ балансовой и эксплуатационной ответственности в отношении двух канализационных выпусков из многоквартирного дома N 58 по ул. Труда (квартал 154), проходящих от внешней стены указанного жилого дома до стенок канализационных колодцев.
Ссылаясь на то, что Общество и Предприятие не пришли к соглашению по данному вопросу, что соответствующие участки канализационных выпусков расположены за пределами границ многоквартирного дома, Общество обратилось к Администрации с заявлением о признании спорных участков канализационных выпусков бесхозяйным имуществом и об определении обслуживающей организации для целей их эксплуатации на период проведения соответствующей процедуры.
Неосуществление Администрацией действий по учету спорных участков канализационных выпусков в качестве бесхозяйного недвижимого имущества послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия Администрации незаконным и о возложении на Администрацию обязанности осуществить необходимые учетные действия.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом N 416-ФЗ, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), пришли к выводу, что отсутствие у спорных канализационных выпусков собственника само по себе не возлагает на Администрацию бремени по их содержанию; вопросы эксплуатационной ответственности Общества определяются условиями договоров водоснабжения и водоотведения, стороной которых Администрация не является; бездействие Администрации в отношении спорного имущества исходя из установленного Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644 порядка обслуживания сетей не свидетельствует о нарушении прав Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления Общества, нарушение своих прав и законных интересов оно связывает с тем, что оно несет бремя содержания спорного имущества, в отношении которого Администрацией не предпринимается действий по оформлению права муниципальной собственности.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ и пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Общество является исполнителем коммунальных услуг и приобретает их у ресурсоснабжающих организаций. Соответствующие правоотношения, возникающие между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, регулируются заключаемым между ними договором.
Частью 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Как верно указали суды, положения данных норм определяют порядок эксплуатации бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения и учета понесенных в связи с этим расходов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании.
Под границей эксплуатационной ответственности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В силу пунктов 21, 26 Правил N 644 условия о границе эксплуатационной ответственности являются существенными для договоров водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 31, 32 Правил N 644 к договорам водоснабжения (водоотведения) прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница этой ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае, если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Проанализировав положения Правил N 644, суды обоснованно посчитали, что отсутствие у спорных выпусков собственника само по себе не возлагает на Администрацию бремени их содержания, а вопросы об эксплуатационной ответственности Общества и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяются условиями заключаемого между ними договора, стороной которого Администрация не является.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу, что бездействие Администрации по постановке на учет спорного имущества в качестве бесхозяйного не нарушает права Общества.
Не установив совокупности предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Доводы подателя жалобы о том, что суды не рассмотрели второе заявленное Обществом требование - об обязании Администрации поставить спорное имущество на учет в качестве бесхозяйного, не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
Как следует из содержания заявления и предусмотрено пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, возложение на Администрацию обязанности поставить имущество на учет в качестве бесхозяйного является способом восстановления прав Общества, которые оно считает нарушенным в результате допущенного Администрацией бездействия.
Ввиду того что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 по делу N А05-1579/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство - Север" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.