г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А56-41689/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Ганина Д.А. (доверенность от 08.10.2015 N 78АА 9463048),
рассмотрев 26.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017 по делу N А56-41689/2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112, лит. Б, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471; далее - общество, ООО "Лента") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (место нахождения: 650000, Кемеровская обл., г. Кемерово, Кузнецкий пр., 24, ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760; далее - управление, Роспотребнадзор) от 31.05.2017 N 145 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и пунктов 1 и 2 предписания управления от 24.05.2017 N 58 об устранении нарушений требований технических регламентов к продукции.
Решением суда от 01.08.2017 (судья Терешенков А.Г.) обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2017 решение от 01.08.2017 отменено; оспариваемое постановление Роспотребнадзора признано незаконным и отменено, оспариваемые пункты предписания управления признаны недействительными.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт. Управление полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно определены фактические обстоятельства дела, неправильно применены нормы права; в рассматриваемом случае поступающая на реализацию продукция должна иметь декларацию о соответствии, принятую в установленном порядке.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, считает выводы апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Представители Роспотребнадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 24.04.2017 N 1186-вн управлением проведена внеплановая выездная проверка магазина ООО "Лента", расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Юрга, Волгоградская ул., 29; проверка проведена с целью расследования причин возникновения инфекционного заболевания, а также оценки достаточности, достоверности и эффективности проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий при регистрации случая инфекционного заболевания; выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства согласно экстренных извещений, поступивших в филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в г. Юрге и Юргинском районе.
В ходе проверки установлено следующее.
В нарушение требований статей 3, 5, 10 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880; далее - ТР ТС 021/2011, ТР ТС) не представлены документы о качестве и безопасности на фарш куриный "Премиум" (изготовитель - ООО "Лента"), изготовленный в цехе полуфабрикатов ТК "Лента": общество реализует продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о декларации о соответствии; в нарушение статьи 39 ТР ТС 021/2911 на маркировочном ярлыке указанной продукции отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Результаты проверки отражены в акте от 24.05.2017 N 1186-вн.
В связи с выявленными нарушениями обществу выдано предписание от 24.05.2017 N 58, согласно которому ООО "Лента", помимо прочего, обязано провести декларирование соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции путем принятия декларации о соответствии в установленном законодательством Российской Федерации образом; не допускать реализацию пищевой продукции (фарша куриного "Премиум"), а также оформить декларацию о соответствии и зарегистрировать ее по уведомительному принципу в соответствии со статьей 23 ТР ТС 021/2011 (пункт 1 предписания); на маркировочном ярлыке упакованной пищевой продукции (фарш куриный "Премиум"), наносимом в отделе реализации охлажденной мясной продукции ООО "Лента", указывать единый знак обращения на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС) согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 (пункт 2 предписания).
Постановлением от 31.05.2017 N 145 ООО "Лента" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.45 КоАП РФ, в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенными постановлением и предписанием (в части пунктов 1 и 2), общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного административного правонарушении, а равно об обоснованности пунктов 1 и 2 предписания Роспотребнадзора; судом не установлены существенные процедурные нарушения при привлечении общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции повторно рассмотрел дело и не согласился с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная инстанция сочла, что в рассматриваемой ситуации возложение на общество обязанности по декларированию продукции собственного производства (фарша куриного) в порядке статьи 23 ТР ТС 021/2011 и нанесению на нее единого знака обращения не основано на нормах права, регулирующих спорные правоотношения; оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.45 КоАП РФ не имеется.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201, 210, 211 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 к объектам технического регулирования названного технического регламента отнесена пищевая продукция.
Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (статья 4 ТР ТС).
В силу требований статьи 5 ТР ТС пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии названному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (часть 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям названного технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2). Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3).
Требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции определены в главе 3 ТР ТС 021/2011.
Согласно части 1 статьи 10 ТР ТС изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 названной статьи (часть 2 статьи 10 ТР ТС).
К соответствующим процедурам согласно части 3 статьи 10 ТР ТС относятся выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции; определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля; проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции; содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции; выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции; ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно статье 20 ТР ТС соответствие пищевой продукции названному техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 1). Методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований названного технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции (часть 2).
В соответствии с положениями статьи 21 ТР ТС оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 названной статьи, требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:
1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4) ветеринарно-санитарной экспертизы (часть 1).
Оценка (подтверждение) соответствия процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации пищевой продукции требованиям названного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением установленных названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции требований, за исключением процессов производства (изготовления) пищевой продукции, указанных в статье 32. Оценка (подтверждение) соответствия таких процессов производства (изготовления) проводится в форме государственной регистрации производственных объектов (часть 2).
Оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (часть 3).
Вместе с тем согласно статье 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Суд апелляционной инстанции правильно (в системном единстве) оценил приведенные требования ТР ТС и обоснованно констатировал следующее.
При изготовлении пищевой продукции предприятиями питания (общественного питания), а также реализации указанной продукции изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП; соответствие такой пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных ТР ТС; подтверждение соответствия в виде декларирования (подтверждения) соответствия, а также нанесение маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза в случае собственного производства реализуемой на предприятиях питания (общественного питания) пищевой продукции не требуется; в отношении изготавливаемой соответствующим образом продукции установлены иные формы контроля (отборы проб, лабораторные исследования и другие).
ООО "Лента" является одновременно изготовителем и продавцом некоторых видов пищевой продукции, в частности, фарша куриного "Премиум"; общество изготавливает фарш куриный "Премиум" в своем производственном цехе, расположенном в торговом комплексе "Лента" по адресу: Кемеровская обл., г. Юрга, Волгоградская ул., 29; розничная реализация фарша осуществляется населению в этом торговом комплексе из холодильных витрин.
При осуществлении процессов производства (изготовления) фарша куриного общество разработало, внедрило и поддерживает процедуры, основанные на принципах ХАССП, согласно представленной в ходе проверки системе менеджмента пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП (том дела I; листы дела 58 - 81); фарш изготавливается обществом по технико-технологической карте N М-13-00-438 (стр. 5 акта проверки).
В письме ВНИИ Институт сертификации (АО "ВНИИС") от 26.05.2017 разъяснено, что для отнесения цехов по изготовлению кулинарной продукции к сфере общественного питания необходимо подтверждение принадлежности к этой сфере записью в уставе организации и выпиской из ЕГРЮЛ; согласно ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (пункт 5.2, таблица 2) указанные цеха могут располагаться в гипермаркетах, универсамах и супермаркетах; кулинарная продукция, изготавливаемая по рецептурам Сборников рецептур для предприятий общественного питания, технико-технологическим картам, техническим условиям и стандартам организаций, и реализуемая по месту изготовления в отделах кулинарии торговых предприятий без зала обслуживания потребителей, является продукцией общественного питания и относится к сфере услуг общественного питания (том дела I, лист 52).
Аналогичная позиция содержится в письмах Деппищепрома Минсельхоза России от 28.04.2017 N 21-4/107, Росстандарта от 16.05.2012 N 130-43/1260 (том дела I; листы 96, 97).
Согласно представленному в материалы дела уставу ООО "Лента" и выписке из ЕГРЮЛ (том дела I; листы 53 - 56), одним из видов деятельности общества является деятельность предприятий общественного питания (код по ОКВЭД 56.29).
При таких обстоятельствах и доказательствах апелляционный суд правомерно указал, что возложение на общество обязанности по декларированию продукции собственного производства - фарша куриного в порядке статьи 23 ТР ТС ("Декларирование соответствия") и нанесению на него единого знака соответствия не отвечает нормативным требованиям.
Пункты 1 и 2 оспариваемого предписания Роспотребнадзора не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в экономической сфере.
Кроме того, ООО "Лента" привлечено к административной ответственности на основании постановления управления от 31.05.2017 N 145 по статье 14.45 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Объективную сторону правонарушения по статье 14.45 КоАП РФ образует реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
Установленные апелляционным судом обстоятельства дела позволили ему исключить наличие в действиях общества события и состава вмененного правонарушения.
Как указал суд апелляционной инстанции, общество производит и реализует товар в одной торговой точке, у него отсутствует сопроводительная документация на реализуемый товар; как следствие, нет объективных признаков правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции применительно к оспариваемому постановлению Роспотребнадзора от 31.05.2017 N 145 не обжалованы управлением в кассационном порядке; соответствующие доводы в жалобе отсутствуют.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017 по делу N А56-41689/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.