г. Санкт-Петербург |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А56-18889/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Матлиной Е.О.,
судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Маклакова А.В. (доверенность от 15.03.2017 N 212/1/93), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Григорчака П.П. (доверенность от 01.01.2018 N 261-2018), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Климовой Н.Ю. (доверенность от 10.11.2017 N 57),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2017 (судья Куприянова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 (судьи Мельникова Н.А., Семиглазов В.А., Фуркало О.В.) по делу N А56-18889/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая улица, дом 6, литера "Б", ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547; далее - Учреждение) о взыскании 2 719 499 руб. 55 коп. неосновательного обогащения в связи с неоплатой тепловой энергии, поставленной на нужды теплоснабжения объектов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Кадетская улица, дом 1, корпуса 2 и 3, за период с октября 2015 по декабрь 2016 года, а также 161 327 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.11.2015 по 09.01.2017, а при недостаточности у Учреждения денежных средств Компания просит произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (место нахождения: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; далее - Министерство) (с учетом уточнения исковых требований).
Решением от 19.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 19.07.2017 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2017.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить решение от 19.07.2017 и постановление апелляционной инстанции от 23.10.2017 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представители Министерства и Учреждения подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Компании - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, спорные объекты подключены к системе теплоснабжения на основании договоров об оказании услуги по присоединению к тепловым сетям энергосистемы от 29.09.2006 N ОД-123/215/1-3/17-7 и ОД-124/215/1-3-17-7, заключенных (с учетом соглашений о перемене лиц в обязательствах) с федеральным государственным учреждением "Смирновская квартирно - эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Смирновская КЭЧ).
Смирновская КЭЧ пусконаладочных работ в ИТП объектов не завершила, а в дальнейшем была реорганизована в форме присоединения к Учреждению, которое является ее универсальным правопреемником, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц.
В период с октября 2015 по декабрь 2016 года по результатам проверки указанных объектов представителем Компании - открытым акционерным обществом "Теплосеть Санкт-Петербурга" выявлен факт потребления объектами тепловой энергии без заключения соответствующего договора, в связи с чем составлены акты бездоговорного потребления тепловой энергии от 29.10.2015, от 04.12.2015, от 28.12.2015, от 28.01.2016, от 29.02.2016, от 01.04.2016, от 28.04.2016, от 01.06.2016, от 01.08.2016, от 02.09.2016, от 04.10.2016, от 28.10.2016, от 01.12.2016 и от 30.12.2016 и на оплату тепловой энергии выставлены соответствующие счета-фактуры.
Компания, ссылаясь на неоплату Учреждением в полном объеме оказанных по теплоснабжению услуг, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт поставки Компанией на объекты Учреждения в спорный период тепловой энергии в заявленном объеме установлен судом по материалам дела. В дело представлены счета-фактуры, в которых указаны период оказания услуг, их объем и стоимость.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость оказанных по теплоснабжению услуг.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Поскольку доказательств перехода прав на объекты от Учреждения (правопреемника Смирновской КЭЧ) к иным лицам в дело не представлено, обязанность по оплате стоимости отпущенной истцом тепловой энергии по спорным объектам правомерно признана судом за Учреждением.
Доказательства оплаты поставленной тепловой энергии в материалы дела не представлены.
Довод Министерства о том, что представители Учреждения не были уведомлены о проведении проверки сотрудниками истца, приведенный в качестве обоснования неправомерности осуществленной проверки, обоснованно отклонен судом. Проведение регулярных проверок своих сетей с целью выявления факта бездоговорного потребления тепловой энергии в силу Закона N 190-ФЗ возложена на теплоснабжающую организацию. При этом требований об уведомлении неопределенного круга лиц о предполагаемой проверке законодательно не установлено.
Акты о бездоговорном потреблении тепловой энергии являются одним из представленных истцом доказательств, подтверждающих факт бездоговорного потребления в совокупности с другими документами.
Документы, подтверждающие допуск в постоянную эксплуатацию теплопотребляющих установок, присоединенных к сетям теплоснабжающей организации, в материалы дела не представлены. До момента сдачи объектов в эксплуатацию в установленном законом порядке Учреждение, как правопреемник застройщика объектов, несет ответственность за их теплоснабжение.
Учреждение в заявленный период выступало абонентом (потребителем тепловой энергии), обязанным заключить договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией, фактически осуществляя функции исполнителя коммунальных услуг, предоставляющего их конечным потребителям в виде тепловой энергии.
Доказательств того, что в спорный период Учреждение обращалось к истцу с заявкой о заключении соответствующих договоров, равно как и доказательств уклонения Компании от их заключения, в материалы дела не представлено.
Согласно расчету истца сумма неосновательного обогащения за период с октября 2015 по декабрь 2016 года в размере 2 719 499 руб. 55 коп. определена в соответствии с положениями пунктов 115 - 117 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Расчет истца проверен судом и признан обоснованным.
При таком положении, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Компанией исковых требований, в том числе и в части взыскания 161 327 руб. 85 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ за период с 25.11.2015 по 09.01.2017 за счет Учреждения, а при отсутствии у него денежных средств - за счет Министерства. Контррасчет ответчиками не представлен.
В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, в данном случае - Российская Федерация в лице Министерства обороны. Одновременное обращение к основному и субсидиарному должникам осуществлено в целях процессуальной экономии.
Оснований для освобождения ответчиков от обязанности оплаты поставленной Компанией тепловой энергии судом по материалам дела не установлено.
Таким образом, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А56-18889/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.