г. Санкт-Петербург |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А56-12896/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Александровой Е.Н.,
судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от Выборгской таможни Волынского Н.Г. (доверенность от 09.01.2018), Шмакова И.В. (доверенность от 15.01.2018), Новолодского Н.Д. (доверенность от 16.01.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Акватехника" Маликовой И.А. (доверенность от 03.02.2017),
рассмотрев 20.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-12896/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Акватехника", место нахождения: 125212, Москва, Ленинградское шоссе, дом 39, строение 7, ОГРН 1067759581780, ИНН 7743619026 (далее - ООО "Акватехника", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительными решений Выборгской таможни, место нахождения: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Таможенный проезд, дом 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 27.01.2017 N N РТК-10206000-17/000001, РТК-10206000-17/000002 о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) и требований об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 N 41 и от 14.03.2017 N 59.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Транс Логистик Консалт", место нахождения: 127051, Москва, Цветной бульвар, дом 30, строение 1, ОГРН 1037739372923, ИНН 7704193111 (далее - ЗАО "Транс Логистик Консалт").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2017 (судья Терешенков А.Г.) Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 решение суда первой инстанции от 08.06.2017 отменено, требования ООО "Акватехника" удовлетворены: оспариваемые решения по классификации товаров и требования об уплате таможенных платежей признаны недействительными. Кроме того, с Таможни в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 10 500 руб., из которых 9 000 руб. за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и 1 500 руб. по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорный товар не может быть отнесен к товарной подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД. Материалами дела подтверждается, что спорные яхты имеют категорию В и в соответствии с Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 16.06.1994 N 94/25/ЕС "О сближении законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении прогулочных плавучих средств" (а после окончания ее действия и в соответствии с вступившей в силу Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 20.11.2013 N 2013/53/ЕС "О прогулочных судах и гидроциклах и об отмене Директивы 94/25/ЕС") данная категория означает, что суда являются морскими, поскольку спроектированы для путешествий в открытом море при ветре силой до 8 баллов по шкале Бофорта, волнах высотой до 4 метров и имеют габаритные размеры - наибольшую длину корпуса не менее 12 метров. Выводы апелляционного суда основаны на заключениях Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна. Однако процедура освидетельствования маломерных судов носит заявительный характер, то есть уполномоченный орган определяет соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна в отношении заявленной категории сложности района плавания. Судом проигнорированы указанные доводы и не дана надлежащая оценка документам производителя судов и органа по классификации страны-производителя, которые подтверждают позицию таможенного органа.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по доводам, приведенным в отзыве.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество заключило с компанией "Azimut Benetti S.p.a.", Италия, контракты от 18.01.2016 N A55S/16 и от 23.03.2016 N A54-163/16 на поставку яхт "AZIMUT 55S" и "AZIMUT 54", изготовленных на судостроительной верфи компании "Azimut Benetti S.p.А.", Италия, в соответствии с техническими параметрами, указанными в спецификациях.
ЗАО "Транс Логистик Консалт", действуя в качестве таможенного представителя ООО "Акватехника", ввезло на территорию Российской Федерации указанные суда и представило на Торфяновский таможенный пост в электронном виде декларации на товары (далее - ДТ) N N 10206100/030616/0001837, 10206100/210616/0001977, заявив следующий товар:
- катер (яхта) моторный "AZIMUT 54", длина 16.40 м, ширина 4.74 м, осадка 2.25 м, с 2-я встроенными дизельными двигателями, водоизмещение - 26.84 тонн, номер корпуса (HIN): IT-AZI54163E616, пассажировместимость - 12 чел., 2016 года выпуска, 2016 модельный год, корпус из стеклопластика, окрашенный в синий цвет, изготовитель (верфь) - "AZIMUT YACHTS" (AZIMUT BENETTI S.P.A.), катер оснащен двумя стационарными дизельными двигателями: "VOLVO PENTA" 2ХD11-725 (2 х 533 кВт), N двигателей: 7011351948/7011352381, катер имеет: 3 каюты + 1 каюту экипажа (помещений для проживания), число спальных мест: 7; навигационное оборудование: навигационный пакет RAYMARINE GOLD; средства связи отсутствуют. Катер оснащен: пакет ADVANCED, барбекю на флайбридже, строительный сертификат, сертификат происхождения, стулья в кокпите 3 шт., стол в кокпите с матовой столешницей, каюта экипажа с системой кондиционирования, C-образный диван-кровать в салоне, регуляторы освещения в салоне и кокпите, посудомоечная машина в кухне, экспортные документы, светильники в кормовой части флайбриджа, раскладной регулируемый обеденный стол с кожаной отделкой, хард топ, HI-LO система для ТВ (ТВ не включен), светодиодные светильники, москитные сетки, окраска корпуса, навигационный пакет RAYMARINE GOLD, холодильник на флайбридже, сейф в каюте владельца, комплект постельного белья (исключая каюту экипажа), комплект постельного белья для диван-кровати в салоне, комплект полотенец с логотипом AZIMUT (6 шт.), лежаки для загара в кормовой части флайбриджа GRP, лежаки в носовой части, тик в боковых проходах, два прожектора в носовой части, подводные светильники (2 шт.), производитель AZIMUT YACHTS, тов.знак AZIMUT, торг. знак, марка AZIMUT 54, модель AZIMUT 54, артикул 163, серийный номер: IT-AZI54163E616; кол-во 1,00 шт. (796), таможенная стоимость 70 061 095 руб. 84 коп., условия поставки FCA Savona (далее - катер моторный AZIMUT 54);
- катер (яхта) моторный "AZIMUT 55 S", длина 16.60 м, ширина 4.70 м, осадка 2.69 м, с 3-я встроенными дизельными двигателями, водоизмещение - 26.64 тонн, номер корпуса (HIN): IT-AZI55S78E616, пассажировместимость-12 чел., 2016 года выпуска, 2016 модельный год, корпус из стеклопластика, окрашенный в белый цвет, изготовитель (верфь) - "AZIMUT YACHTS", AZIMUT BENETTI S.P.A., катер оснащен тремя стационарными дизельными двигателями: "VOLVO PENTA" 3 х D6-435 (3 х 320 кВт), N двигателей: A541143/A541145/A541142, катер имеет: 3 каюты + 1 каюту экипажа (помещений для проживания), число спальных мест: 7. Навигационное оборудование: навигационный пакет RAYMARINE GOLD. Средства связи отсутствуют, катер оснащен: пакет ADVANCED, носовое подруливающее устройство, дополнительный пост управления в кокпите, флагшток, HI-LO система для ТВ (ТВ не включен), светодиодное освещение в салоне и кокпите с регуляторами яркости, москитные сетки, навигационный пакет RAYMARINE GOLD, держатели для кранцев из нержавеющей стали, лежанка для загара в носовой части палубы, тик по боковым проходам, производитель AZIMUT YACHTS, тов.знак AZIMUT, марка AZIMUT 55 S, модель AZIMUT 55 S, артикул 78, серийный номер: IT-AZI55S78E616; кол-во 1,0 шт. (796). таможенная стоимость 69 219 569 руб. 33 коп., условия поставки DAP Санкт-Петербург (далее - катер моторный AZIMUT 55S).
В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен код товара 8903 92 990 0 ТН ВЭД "яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: -- лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: --- прочие: ---- длиной более 7,5 м", которому согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 45 от 02.07.2013) на момент декларирования соответствовала ставка ввозной таможенной пошлины - 12,5%, ставка налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 18%.
По вопросу достоверности заявленных сведений об описании и классификационном коде товаров по ТН ВЭД по ДТ N N 10206100/030616/0001837, 10206100/210616/0001977 таможенным органом в соответствии со статьями 122, 131 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) проведена камеральная проверка.
В ходе проверки Таможня установила, что моторные катера AZIMUT 54 и AZIMUT 55S предназначены для плавания в открытом море в условиях, когда сила ветра не превышает 8 баллов по шкале Бофорта и высота волны не превышает 4 метров и имеют наибольшую длину корпуса более 16 м. На основании изложенного таможенный орган пришел к выводу, что ввезенные суда как плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м, в соответствии с дополнительным примечанием 1 к группе 89 ТН ВЭД подлежат классификации в подсубпозиции 8903 92 100 0 ЕТН ВЭД.
По результатам таможенной проверки Таможней приняты решения от 27.01.2017 N N РКТ-10206000-17/000001 и РКТ-10206000-17/000002 по классификации товара в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД и выставлены требования об уплате таможенных платежей от 20.02.2017 N 41 и от 14.03.2017 N 59.
Считая решения по классификации товара и требования об уплате таможенных платежей незаконными, ООО "Акватехника" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции принял во внимание представленные документы компании-производителя судов, сертификаты, выданные итальянским классификационным обществом RINA Services S.p.A. и подтверждающие соответствие ввезенных прогулочных судов требованиям стандартов Европейского Союза, а также заключения таможенного эксперта, и признал обоснованными выводы таможенного органа о том, что спорные катера предназначены для морской эксплуатации, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа законных оснований для вынесения оспариваемых решений о классификации товара и доначисления таможенных платежей, поскольку с учетом результатов освидетельствования судов, осуществленного Государственной инспекцией по маломерным судам, Таможней не доказана правомерность отнесения катеров к категории морских плавучих средств.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба таможенного органа подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 ТК ТС основания для принятия решения об иной классификации товара.
Из материалов дела следует, что ввезенные Обществом катера классифицированы декларантом в подсубпозиции 8903 92 990 0 ТН ВЭД "яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: -- лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: --- прочие: ---- длиной более 7,5 м", ставка ввозной таможенной пошлины - 12,5%.
В свою очередь, таможенный орган отнес спорные суда к подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД "яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта; гребные лодки и каноэ: - прочие: -- лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем: --- морские", ставка ввозной таможенной пошлины - 15%.
Таким образом, и заявитель, и таможенный орган относят ввезенные катера к одной и той же субпозиции ТН ВЭД, однако расходятся в отношении применимой к товару подсубпозиции.
В соответствии с дополнительным примечанием 1 к группе 89 ТН ВЭД в избранную таможенным органом подсубпозицию 8903 92 100 0 должны включаться только плавучие средства, предназначенные для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м. Однако рыболовные и спасательные суда, предназначенные для морской эксплуатации, следует рассматривать как таковые независимо от их длины.
Согласно Пояснениям к дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД термин "плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации" означает суда, которые, исходя из их конструкции и оснастки, способны эксплуатироваться в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта). Такие суда обычно оснащены водонепроницаемой палубой и устойчивыми к атмосферным воздействиям надпалубными сооружениями. Термин "наибольшая длина корпуса" означает длину корпуса, измеренную между передней точкой носа и задней точкой кормы, без учета выступающих частей, независимо от того, прикреплены ли они к корпусу (например, рули, бушприты, рыболовные платформы или трамплины для прыжков в воду). Термин "плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации" распространяется на суда на воздушной подушке и суда, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям, независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д.
Таким образом, в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД подлежат классификации моторные яхты для отдыха или спорта, имеющие длину не менее 12 м, способные эксплуатироваться в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта), независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д.
Оценивая ввезенные моторные катера AZIMUT 54 и AZIMUT 55S на соответствие приведенным характеристикам, суд первой инстанции обоснованно руководствовался представленной в материалы дела технической документацией на спорные суда.
Согласно имеющимся в деле Руководству владельца AZIMUT 54 и Руководству владельца AZIMUT 55S (стр. 6 Руководств) спорные моторные яхты построены в соответствии с действующими международными стандартами. Оснащение, устройства и составные части сертифицированы по международным стандартам. Данные суда спроектированы в соответствии с требованиями Директивы 94/25/СЕ для судов класса В. Требования к безопасности судна и его составных частей, не вошедшие в Директиву 94/25/СЕ, соответствуют Директиве 2001/95/СЕ. Ввезенные суда соответствуют категории В - дальнее плавание, предназначены для путешествий в открытом море при ветре силой до 8 баллов и волнах высотой до 4 метров.
На стр. 7 названных Руководств размещена отметка классификационного общества RINA Services S.p.A., подтверждающая проектную категорию В. В числе основных характеристик судов также указана сертификационная категория ЕС - В (стр. 13 Руководств).
Из раздела 2.6 Руководств (Основные характеристики, стр. 12) следует, что длина корпуса катера AZIMUT 54 составляет 16.6 м, полная длина судна - 13,12 м; длина корпуса катера AZIMUT 55S составляет 16.6 м, полная длина судна - 13,81 м.
Соответствие судов проектной категории В также подтверждается выданными классификационным обществом RINA Services S.p.A. и представленными при декларировании сертификатами (EC TYPE EXAMINATION CERTIFICATE) N N DIP041712Y1 (AZIMUT 54) и DIP017515Y1 (AZIMUT 55S)и декларациями о соответствии прогулочного судна требованиям к проекту, конструкции и уровню шума по Директиве 94/25/ЕС в редакции Директивы 2003/44/ЕС.
Заявителем в ходе судебного разбирательства тот факт, что катера AZIMUT 54 и AZIMUT 55S имеют проектную категорию В не оспаривался, так же как и сведения о наибольшей длине корпуса (исключая выступающие части) составляющей не менее 16 м.
Анализируя сведения о проектной категории и характеристиках катеров, заявленные производителем и приведенные в сертификатах N N DIP041712Y1 (AZIMUT 54) и DIP017515Y1 и декларациях о соответствии, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Директивы Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 16.06.1994 N 94/25/ЕС "О сближении законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении прогулочных плавучих средств" (далее - Директива), в соответствии с которой были оформлены указанные документы и осуществлена сертификация ввезенных моторных катеров.
Согласно Директиве под ее действие подпадают прогулочные плавучие средства минимальной длиной в 2,5 м и максимальной длиной в 24 м, подсчитанной по стандартам ISO.
В статье 3 Директивы предусмотрено, что продукция, указанная в статье 1 (1) (в том числе прогулочные плавучие средства), должна отвечать существенным требованиям к безопасности, охране здоровья, окружающей среды и защите потребителей, указанным в Приложении 1.
В соответствии с Приложением 1 к Директиве прогулочные плавучие средства классифицируются по четырем основным категориям, в зависимости от силы ветра и характерной высоты волны, которые они могут выдержать.
Категория судна B означает "Морское: Спроектированное для морских путешествий, при которых сила ветра может быть не более 8, а характерная длина волны может быть не более 4 м".
При этом в силу статьи 8 Директивы до размещения на рынке и/или ввода в эксплуатацию прогулочных плавучих средств производитель должен применить установленные Директивой процедуры, в частности для судов категорий А и В и длиной от 12 до 24 метров представить в орган, уполномоченный на проверку соответствия продукции Директиве, образец или образцы продукции, для проведения соответствующих исследований и необходимых испытаний, в ходе которых устанавливается соответствие решений, использованных производителем, существенным требованиям Директивы и соблюдение положений соответствующих стандартов. По результатам исследований и испытаний уполномоченный орган гарантирует и подтверждает выдачей сертификата, что образец, представляющий рассматриваемую продукцию, отвечает требованиям Директивы для судов соответствующих проектных категорий.
Таким образом, категория судну присваивается по окончании процесса оценки соответствия, во время которого судно проходит технические испытания и тесты по нормам безопасности.
Согласно имеющимся в деле сертификатам прохождения типовых испытаний по стандартам ЕС катера AZIMUT 54 и AZIMUT 55S соответствуют основополагающим требованиям к безопасности по Директиве.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выданные классификационным обществом RINA Services S.p.A. сертификаты N N DIP041712Y1 и DIP017515Y1, сертификаты прохождения типовых испытаний, декларации о соответствии и сведения, приведенные в Руководствах владельца, подтверждают, что указанные катера спроектированы для путешествий в открытом море при ветре силой до 8 баллов по шкале Бофорта и волнах высотой до 4 метров. Установленные судом характеристики ввезенных прогулочных плавучих средств в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД позволяют отнести спорные суда к подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД.
Отклоняя доводы заявителя об обратном, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ссылки Общества на отмену Директивы с 18.01.2016 не имеют правового значения, поскольку ее положения учтены таможенным органом и судом исключительно для целей уяснения заявленных производителем условий эксплуатации катеров в зависимости от категории судна. При этом, помимо ссылок на категорию В, в Руководствах владельца прямо указано, что катера предназначены для путешествий в открытом море при ветре силой до 8 баллов и волнах высотой до 4 метров. По итогам исследования документов суд первой инстанции пришел к выводу, что имеющие значения для правильной классификации по ТН ВЭД сведения об условиях эксплуатации судов, приведенные в Руководстве владельца, сертификатах N N DIP041712Y1, DIP017515Y1, сертификатах прохождения типовых испытаний и декларациях о соответствии корреспондируются между собой, не содержат противоречий и подтверждают возможность эксплуатации катеров открытом море при ветре силой до 8 баллов по шкале Бофорта и волнах высотой до 4 метров.
Кроме того, после окончания действия Директивы положениями новой Директивы N 2013/53/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О прогулочных судах и гидроциклах и об отмене Директивы 94/25/ЕС" также предусмотрено, что прогулочные суда проектной категории B предназначены для силы ветра менее или равной 8 баллам и характерной высоты волны менее или равной 4 метрам.
Достоверность информации, отраженной в Руководстве владельца, сертификатах N N DIP041712Y1, DIP017515Y1, сертификатах прохождения типовых испытаний и декларациях о соответствии, действительность указанных документов заявителем не опровергнута.
На внесение после подтверждения компанией-производителем соответствия судов требованиям по безопасности в конструкцию катеров изменений, влияющих на заявленные условия эксплуатации, Общество в ходе судебного разбирательства не ссылалось, соответствующие документы в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
При таком положении сведения, изложенные в Руководстве владельца, сертификатах N N DIP041712Y1, DIP017515Y1 и декларациях о соответствии, не могут быть проигнорированы, являются юридически значимыми для правильного разрешения настоящего дела, поскольку именно производитель имеет полное представление о процессе проектирования и производства судов и в силу применяемых в Европейском Союзе стандартов строительства новых яхт является наиболее компетентным субъектом по проведению оценки соответствия производимой продукции нормативно установленным требованиям.
С учетом изложенного подлежат отклонению ссылки ООО "Акватехника" на имеющееся в деле письмо компании "Azimut Benetti S.p.А." от 25.09.2017.
Выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными и не опровергаются и доводами Общества о произведенной органами ГИМС МЧС России классификации спорных маломерных судов.
ООО "Акватехника" указывает, что согласно заключениям ГИМС МЧС России по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в отношении катеров AZIMUT 54 и AZIMUT 55S определена категория сложности района плавания IV разряд II (плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 2 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль), что не соответствует Пояснениям к дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД и исключает классификацию катеров по коду 8903 92 100 0 ТН ВЭД.
Исследовав названные заключения ГИМС МЧС России, суд первой инстанции принял во внимание, что в силу пункта 11 Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820) для проведения классификации орган классификации проводит освидетельствование судна (на берегу и на плаву), в процессе которого определяется соответствие конструкции корпуса и характеристик маломерного судна заявленной категории сложности района плавания.
Из материалов дела не следует и заявителем документально не подтверждено, что при обращении в органы ГИМС МЧС России с заявлением о проведении классификации владельцем катеров AZIMUT 54 и AZIMUT 55S заявлялась более высокая категория сложности района плавания, чем категория IV разряд II, однако в ее присвоении уполномоченным органом было отказано. Напротив, судом установлено, что основанием для присвоения катерам IV категории сложности II разряда послужили только договор купли-продажи (между российскими организациями) и товарная накладная. Орган ГИМС МЧС России не подтвердил представление владельцем в составе документации для проведения классификации катеров технических паспортов, сертификатов, деклараций о соответствии или иных документов, содержащих сведения о проектной категории судов, заявленной производителем.
В техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" ТР ТС 026/2012 (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33), в соответствии с которым проводятся классификация и освидетельствование маломерных судов, также предусмотрено, что требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация (статья 4).
Вместе с тем, как уже указывалось выше, возможность отнесения судна к категории "морского" определяется его соответствием признакам, перечисленным Пояснениях к дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД, и не зависит от того, используется ли оно фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах и т.д.
Следовательно, указание органами ГИМС МЧС России в заключениях по результатам предоставления государственной услуги по освидетельствованию катеров AZIMUT 54 и AZIMUT 55S категории сложности района плавания IV разряд II само по себе не опровергает заявленные производителем сведения, изложенные в Руководстве владельца, сертификатах N N DIP041712Y1, DIP017515Y1, сертификатах прохождения типовых испытаний, декларациях о соответствии и подтверждающие возможность эксплуатации спорных судов открытом море при ветре силой до 8 баллов по шкале Бофорта и волнах высотой до 4 метров.
Отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения термина "морское судно" не препятствует установлению характеристик судна, при наличии которых оно подлежит классификации в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД.
В данном случае соответствие спорных катеров AZIMUT 54 и AZIMUT 55S таким характеристикам судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто.
Коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4 статьи 52 ТК ТС), в связи с чем ссылки заявителя на экспортные декларации и экспертные заключения от 30.06.2016 N 002-11-03457, от 10.08.2016 N 001-04793-16 подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам таможенной проверки Таможней правомерно приняты оспариваемые решения от 27.01.2017 N N РКТ-10206000-17/000001 и РКТ-10206000-17/000002 по классификации товара в подсубпозиции 8903 92 100 0 ТН ВЭД и выставлены требования об уплате таможенных платежей.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права, поэтому у апелляционного суда не имелось правовых оснований для его отмены.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А56-12896/2017 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2017 по названному делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" ТР ТС 026/2012 (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 N 33), в соответствии с которым проводятся классификация и освидетельствование маломерных судов, также предусмотрено, что требования безопасности к маломерным судам устанавливаются в зависимости от категорий сложности района плавания, в котором предполагается их эксплуатация (статья 4).
...
Коды товаров по ТН ВЭД, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, кроме случаев, определенных пунктом 4 статьи 180 ТК ТС, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров (пункт 4 статьи 52 ТК ТС), в связи с чем ссылки заявителя на экспортные декларации и экспертные заключения от 30.06.2016 N 002-11-03457, от 10.08.2016 N 001-04793-16 подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2018 г. N Ф07-14837/17 по делу N А56-12896/2017