г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А56-18820/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Преснецовой Т.Г.,
судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Камея" Мазуренко И.О. (доверенность от 28.12.2017) и Бардашкевич О.Ю. (доверенность от 02.05.2017), от администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области Кобзева Д.В. (доверенность от 09.01.2018 N 1) Лукьянова В.Б. (доверенность от 09.01.2018 N 01),
рассмотрев 28.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Жиляева Е.В.) по делу N А56-18820/2017,
установил:
Закрытое акционерное общество "Камея", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Банковский пер., д. 3, ОГРН 1027809220780, ИНН 7808041040 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 188663, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, ул. Рядового Леонида Иванова, д. 14, ОГРН 1054700123532, ИНН 4703083449 (далее - Администрация), от 28.02.2017 N 37 "О мероприятиях по предоставлению земельного участка для осуществления деятельности в области похоронного дела" (далее - Постановление N 37).
Решением суда первой инстанции от 24.04.2017 (судья Васильева Н.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 данное решение отменено, требования удовлетворены и оспариваемое постановление признано незаконным.
Администрация в кассационной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит апелляционное постановление отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Податель жалобы ссылается на то, что постановление апелляционного суда принято о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле муниципального казенного учреждения "Специализированная служба в сфере погребения и похоронного дела муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Учреждение), которое было образовано на основании постановления Администрации от 28.02.2017 N 34 и зарегистрировано в качестве юридического лица 06.04.2017; полагает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для приобщения к материалам дела представленных Обществом дополнительных доказательств, в частности выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 03.07.2017, содержащей описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:91475.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемое постановление без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании постановления главы администрации Кузьмоловского поселкового совета от 15.09.1992 N 64, которым был утвержден акт выбора земельного участка от 13.07.1992, акционерному обществу открытого типа АОЗТ "Камея" (здесь и далее - правопредшественнику Общества, АОЗТ "Камея") выдано свидетельство праве постоянного пользования земельным участком площадью 10,5 га для организации гражданского кладбища.
Согласно данным кадастрового паспорта от 10.11.2016 N 47/201/16-808854 земельный участок площадью 105 000 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 21.09.1992, ему присвоен кадастровый номер 47:07:0000000:91475 и установлен вид разрешенного использования - "для организации гражданского кладбища", граница этого земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Помимо этого Всеволожский РЦ ГСЭН, ссылаясь на постановление администрации Кузьмоловского поселкового совета от 01.07.1992 N 26, акт выбора земельного участка от 13.07.1992, заключение лесхоза, схему расположения земельного участка, выдал заключение от 15.09.1992 N 104 о том, что указанный земельный участок по санитарно-гигиеническим условиям пригоден для строительства АОЗТ "Камея" гражданского кладбища.
Постановлением администрации Кузьмоловского поселкового совета от 23.03.1993 N 7-а АОЗТ "Камея" разрешено строительство гражданского кладбища и административных зданий по проекту в пос. Кузьмоловский.
Пунктом 3 названного постановления предусмотрена обязанность заключить с АОЗТ "Камея" договор о совместной деятельности по эксплуатации кладбища при подтверждении готовности площадей для захоронения.
Администрация Кузьмоловского поселкового совета выдала АОЗТ "Камея" разрешение от 18.06.1993 на производство работ по строительству гражданского кладбища.
Впоследствии между администрацией Кузьмоловской волости и АОЗТ "Камея" был заключен договор от 02.01.1994 о совместной деятельности по эксплуатации гражданского кладбища в поселке Кузьмоловский, пунктами 2.3, 2.5 которого предусмотрена обязанность АОЗТ "Камея" за счет своих средств производить на указанном земельном участке строительные работы: выравнивание площадей для захоронения, строительство дорог, стоянки для автотранспорта, административного здания; принять на себя функции эксплуатирующей организации; в соответствии с положением о гражданских кладбищах ввести его эксплуатацию; организовывать оказание платных услуг по захоронению, установке надгробий, памятников; вести документацию на все захоронения.
В соответствии с пунктом 4.1 договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение пятидесяти лет.
Согласно акту от 28.09.1994 государственной приемочной комиссии, назначенной распоряжением главы администрации Всеволожского района от 28.09.1994, гражданское кладбище, в том числе административное здание из кирпича площадью 394 кв.м, 10,5 га площади для захоронения из песчаного грунта, 2400 кв.м дороги с асфальтовым покрытием, туалет площадью 18 кв.м, стоянка для транспорта площадью 2990 кв.м, принято в эксплуатацию.
Постановлением администрации Кузьмоловской волости Всеволожского района Ленинградской области от 30.12.1994 N 80 "Об организации и введении в эксплуатацию Кузьмоловского гражданского кладбища" кладбище по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Кузьмоловский, Ленинградское ш., 12 км, введено в эксплуатацию с 01.10.1994; заказчику объекта - АОЗТ "Камея" - поручена эксплуатация гражданского кладбища и организация ритуальных услуг согласно заключенному долгосрочному договору от 02.01.1994 о совместной деятельности.
За Обществом 20.08.2002 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание кладбища площадью 473,1 кв.м с инвентарным номером 424 и кадастровым номером 47-38-3/2002-522 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Кузьмоловский, д. б/н, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.08.2002.
Между муниципальным образованием "Кузьмоловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Обществом был заключен договор от 24.02.2006, по условиям которого Общество обязалось осуществлять мероприятия, необходимые для нормальной эксплуатации действующего Кузьмоловского гражданского кладбища, на условиях, предусмотренных договором. Согласно пункту 4 данный договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями сторон и действует бессрочно, а в силу пункта 6 действие договора может быть прекращено досрочно в любое время по взаимному согласию сторон; при этом односторонний отказ не допускается (пункт 7 договора).
Администрация издала Постановление N 37, в котором она прияла решение о проведении мероприятий, направленных на формирование земельного участка, на котором расположено действующее Кузьмоловское кладбище, постановку его на кадастровый учет и оформление на него права собственности муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для целей дальнейшего предоставления данного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению.
Этим же постановлением определено, что до оформления собственности муниципального образования "Кузьмоловское городское поселение" на указанный участок и до государственной регистрации Учреждения как юридического лица эксплуатацию Кузьмоловского кладбища следует осуществлять силами Администрации.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая Постановление N 37 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, а также ссылаясь на то, что на указанном в оспариваемом постановлении земельном участке находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, сам участок принадлежит на праве постоянного пользования, какие-либо основания для прекращения права постоянного пользования земельным участком отсутствуют, а судебный акт, свидетельствующий о прекращении договорных обязательств сторон, не принимался.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал, что к полномочиям Администрации относится формирование земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет, поэтому оспариваемое постановление принято в пределах компетенции уполномоченного органа, не противоречит действующему законодательству и не препятствует заявителю в осуществлении обслуживания кладбища. В связи с этим суд пришел к выводу, что Постановление N 37 не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении предъявленных требований.
Апелляционная инстанция на основании имеющихся в деле доказательств пришла к следующим выводам: Постановление N 37 о формировании единого земельного участка Кузьмоловского кладбища и регистрации права муниципальной собственности на него фактически принято Администрацией в отношении земельного участка, который передан Обществу на праве постоянного пользования и на котором находится принадлежащий последнему на праве собственности объект недвижимости - здание площадью 473,1 кв.м, права на который в установленном законом порядке не оспорены; на момент предоставления Обществу земельного участка на праве постоянного пользования для организации кладбища Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) не действовал. В связи с этим апелляционный суд признал, что оспариваемое постановление нарушает права и охраняемые законом интересы Общества, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанная правовая норма определяет предмет доказывания с учетом характера и предмета предъявленных Обществом требований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Общества, правильно определил обстоятельства, подлежащие проверке и оценке, и признал, что оспариваемое Постановление N 37 принято Администрацией с нарушением действующего законодательства и прав и охраняемых законом интересов Общества, что является основанием для признания данного ненормативного акта незаконным.
При этом апелляционный суд обоснованно исходил из представленных в материалы дела доказательств, из которых следует, что на земельном участке, на котором расположено действующее Кузьмоловское кладбище находится здание, принадлежащее Обществу на праве собственности. Сам земельный участок площадью 10,5 га был предоставлен Обществу в 1992 году на праве постоянного пользования, что подтверждается постановлением главы администрации Кузьмоловского поселкового совета от 15.09.1992 N 64, которым был утвержден акт выбора земельного участка от 13.07.1992, а также свидетельством о принадлежащем заявителю праве постоянного пользования земельным участком площадью 10,5 га, предоставленным для организации гражданского кладбища. Данный земельный участок находился в фактическом владении Общества с момента его предоставления Администрацией.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документы, в том числе свидетельства о праве на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными и имеющими юридическую силу.
В установленном законом порядке право собственности Общества на здание и ранее возникшее право постоянного пользования не оспорены и не прекращены.
Изложенное позволяет сделать вывод, что Постановление N 37 издано с нарушением закрепленного в подпункте 5 пункта 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, поскольку на участке, подлежащем формированию и оформлению права муниципальной собственности по спорному правовому акту, расположен объект недвижимости, находящийся в собственности и владении Общества.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал доказанным факт несоответствия действующему законодательству Постановления N 37, которое носит распорядительный, обязательный характер, а также признал, что оно нарушает права и законные интересы Общества. В связи с этим суд правомерно, руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, удовлетворил требования Общества.
Довод подателя жалобы о необходимости привлечения Учреждения к участию в деле в качестве третьего лица является необоснованным, поскольку в обжалуемом апелляционном постановлении отсутствуют какие-либо выводы о правах и обязанностях указанного лица.
Приобщение апелляционным судом к материалам дела представленной Обществом выписки из ЕГРН от 03.07.2017, содержащей описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:07:0000000:91475, в данном случае не привело к принятию неверного судебного акта и было направлено на проверку доводов Администрации о наложении границ земельных участков.
Выводы суда о применении Закона N 8-ФЗ не противоречат общим положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального права и сводятся к иной оценке установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу статьи 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемое постановление правильным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены, поскольку суд установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, его выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу N А56-18820/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.