г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А56-18712/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета государственного заказа Ленинградской области Базановой Я.И. (доверенность от 09.01.2018 N 01-17-1/2018),
рассмотрев 12.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного заказа Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2017 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017 (судьи Лопато И.Б., Сомова Е.А., Толкунов В.М.) по делу N А56-18712/2017,
установил:
Комитет государственного заказа Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, лит. А, ОГРН 1107847230842, ИНН 7842434812; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее - управление, УФАС) от 23.12.2016 по делу N 1836-03-10270-РЗ/16 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 23.12.2016 по тому же делу.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "НАРПИТ XXI" (место нахождения: 197372, Санкт-Петербург, Стародеревенская ул., 18, лит. А, пом. 12-Н, ОГРН 1097847281179, ИНН 7804423376; далее - общество, ООО "НАРПИТ XXI") и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ленинградский областной наркологический диспансер" (место нахождения: 188661, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Новое Девяткино, 19/1, ОГРН 1034700574798, ИНН 4703010458; далее - ГБУЗ, диспансер).
Решением суда от 24.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2017, комитету отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Комитет полагает, что при рассмотрении дела суды неправильно истолковали положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ, Закон). Податель жалобы настаивает на том, что обоснованно не допустил общество к участию в торгах; в своей заявке ООО "НАРПИТ XXI" подтвердило факт оказания услуг на определенную сумму, но не факт исполнения контракта; конкурсная комиссия действовала в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Представители УФАС, общества и ГБУЗ, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 10.11.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на организацию лечебного питания пациентов диспансера, а также конкурсная документация (извещение N 0145200000416002165; начальная (максимальная) цена контракта - 17 863 600 руб.).
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 12.12.2016 из шести поданных заявок конкурсной комиссией отклонены, как не соответствующие дополнительным требованиям, пять заявок, в том числе заявка ООО "НАРПИТ XXI", которое обратилось с жалобой в УФАС.
По результатам внеплановой проверки (проведена в порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе) управлением принято решение от 23.12.2016 по делу N 1836-03-10270-РЗ/16.
Согласно этому решению жалоба общества признана обоснованной (пункт 1); в действиях конкурсной комиссии признано нарушение части 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ (пункт 2); заказчику (диспансеру), уполномоченному органу (комитету), конкурсной комиссии решено выдать предписание (пункт 3); также решено передать уполномоченному должностному лицу УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства (пункт 4).
Предписанием от 23.12.2016 по означенному делу управление обязало заказчика, уполномоченный орган и конкурсную комиссию в срок до 20.01.2017 отменить протокол предквалификационного отбора, протокол рассмотрения единственной заявки, составленные в ходе закупки; заново осуществить процедуру предквалификационного отбора с учетом выявленных нарушений, указанных в решении УФАС от 23.12.2016; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, комитет обратился в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у управления в данном случае правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из принципов и целей правого регулирования закупочной деятельности (часть 1 статьи 1, статья 6 Закона о контрактной системе), приоритета конкурентных способов осуществления закупок (статья 24 Закона) и руководствовались следующим.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1 статьи 56 Закона).
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных названной статьей.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, в частности, в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 56 Закона).
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (часть 2 статьи 31 Закона).
Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) названной статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 названной статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31 Закона).
В рассматриваемом случае дополнительные требования к участникам предквалификационного отбора были установлены в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N 99) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе подтверждается следующими документами: копией (копиями) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В подпункте 1.2 пункта 1 раздела II конкурсной документации указано, что участник конкурса должен соответствовать следующим дополнительным требованиям: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Заявка общества отклонена комиссией заказчика ввиду несоответствия дополнительным требованиям к участникам закупки, установленным подпунктом 1.2 пункта 1 раздела II конкурсной документации и частью 2 статьи 31 Закона.
Из материалов дела следует, что обществом во исполнение требований о подтверждении соответствующего опыта представлена копия контракта с реестровой записью N 0372200277513000140 (номер извещения 0372200277513000070) от 14.04.2013 на сумму 45 555 000 руб., а также акты об исполнении этого контракта на сумму 41 681 475 руб. (том дела I; листы 36 - 59).
В протоколе от 12.12.2016 конкурсной комиссией указано, что часть представленных обществом в подтверждение опыта выполнения работ контрактов исполнены ранее, чем за последние три года; остальные копии контрактов не содержат обязательные приложения, являющиеся неотъемлемой частью контрактов; не представлены документы о приемке оказанных услуг на сумму, указанную в контрактах.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Признавая конкурсную комиссию нарушившей часть 3 статьи 53 Закона, УФАС в решении указало, что представление документов о выполненных работах на сумму меньшую, чем в контракте, не свидетельствует о том, что контракт не исполнен. При начальной цене спорной закупки 17 863 600 руб. представление доказательств исполнения контракта в размере 41 681 475 руб. подтверждает опыт работы, требуемый заказчику.
Кроме того, антимонопольный орган указал на наличие возможности у заказчика обратиться к информации, размещенной в электронном реестре контрактов, доступной неограниченному кругу лиц, и установить, что представленный обществом контракт исполнен без предъявления санкций.
Как указывает комитет, графой 3 таблицы пункта 6 приложения N 2 к постановлению Правительства РФ N 99 определено, что документами (их копиями) о приемке поставленного товара должно подтверждаться полное исполнение договора, то есть поставка товара по представленному договору (его копии), в том числе по количеству и по сумме договора.
Однако указанное постановление Правительства РФ N 99 такой нормы не содержит.
Суды правильно отклонили довод комитета о том, что Законом о контрактной системе и постановлением Правительства РФ N 99 не предусмотрена возможность при проведении предквалификационного отбора руководствоваться сведениями не из заявки участника.
Часть 8 статьи 31 Закона не ограничивает проверку соответствия требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона, какими-либо определенными источниками информации.
В силу Закона конкурсная комиссия для проверки соблюдения его требований не лишена возможности обратиться к информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, суды правомерно сочли, что при рассмотрении заявок комиссия имела возможность удостовериться в исполнении контракта при возникновении сомнений по вопросу его исполнения.
Согласно части 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Обществом представлены соответствующие необходимые и достаточные документы для признания его отвечающим дополнительным требованиям (часть 2 статьи 31 Закона, постановление Правительства РФ N 99).
У конкурсной комиссии не имелось оснований для признания общества как участника торгов не отвечающим дополнительным требованиям; управление правомерно констатировало нарушение части 3 статьи 53 Закона и выдало предписание об устранении допущенных нарушений.
Антимонопольный орган подтвердил соответствие оспариваемых решения и предписания Закону N 44-ФЗ, его конкретным нормам, целям и принципам.
Оспариваемые решение и предписание УФАС отвечают критериям обоснованности и исполнимости, не нарушают права и законные интересы комитета в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2017 по делу N А56-18712/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного заказа Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.