г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А26-5145/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Иванова О.Г. (доверенность от 10АА0657552 от 20.12.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Форест-групп" Тельтевской Ю.А. (доверенность от 01.08.2017);
рассмотрев 07.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2016 (судья Пасаманик Н.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Кашина Т.А.), по делу N А26-5145/2016
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форест-групп", место нахождения: 185003, г. Петрозаводск, ул. Варламова, 64, ОГРН 1116324002530, ИНН 1001245816 (далее - Общество, ООО "Форест-групп") о взыскании с Общества по договору аренды лесного участка от 18.12.2017 задолженности по арендной плате за 2015 год в сумме 202 767 руб. 03 коп., в том числе 16 235 руб. 02 коп. в части минимальных ставок платы за древесину в пользу федерального бюджета и 186 532 руб. 01 коп. в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину в пользу бюджета Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2017, прекращено производство по делу в части взыскания с ООО "Форест-групп" 176 791 руб. задолженности по арендной плате, превышающей минимальный размер по договору аренды лесного участка от 18.12.2007. В остальной части Министерству в удовлетворении иска отказано.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.01.2017 производство по жалобе Министерства приостанавливалось до вынесения Верховным Судом Российской Федерации судебного акта по делу N А26-6186/2015. Определением от 02.06.2017 производство по жалобе Министерства возобновлено.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда первой инстанции от 23.09.2016 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2017, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ошибочность (необоснованность) их выводов ввиду требований лесного законодательства и условий рассматриваемого договора аренды. По мнению подателя жалобы, освоение ежегодного размера отпуска (изъятия) древесины является обязанностью, а не правом арендатора; арендная плата по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 подлежит начислению и оплате за все арендуемое имущество - годовой размер лесопользования (изъятия) на арендуемом участке в объеме 19130 кбм в год.
Определением от 16.01.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 14.02.2018.
Определением от 15.02.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 07.03.2018, явка Министерства признана обязательной.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Соколовой С.В. от 05.03.2018 ввиду нахождения в ежегодном отпуске судьи Алешкевича О.А. (ранее участвовавшего в рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу) в составе суда произведена замена на судью Подвального И.О.; после замены состава суда судебное разбирательство произведено сначала (части 3 и 5 статьи 18 АПК РФ).
В настоящем судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предметом настоящего спора являются обязательства сторон, возникшие из договора аренды лесного участка от 18.12.2007, заключенного между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) в отношении лесного участка площадью 26677 кв. м, расположенного на территории Коткозерского участкового лесничества Олонецкого лесхоза, на срок по 31.12.2029 (далее - Договор аренды).
Порядок расчетов определен сторонами в разделе втором Договора аренды, пунктом 2.2 которого предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 3.4.10 Договора аренды с 2008 года арендатор обязался полностью осваивать установленный проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку). Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В январе 2015 года арендатору предлагалось подписать приложение N 4 "Сроки внесения арендной платы" на 2015 год, устанавливающее размер годовой арендной платы в сумме 2 642 213 руб., в том числе 1 651 383 руб. в части минимальных ставок, 990 830 руб. - в части, превышающей минимальные ставки. Однако, Приложение N на 2015 год арендатором подписано не было.
Министерством 30.12.2015 произведен перерасчет арендной платы за 2015 год, согласно уточненному расчету в части минимальных ставок начислена арендная плата в сумме 1 660 065 руб. 24 коп., в части, превышающей минимальные ставки - 996 039 руб. 15 коп.
Предъявленный ко взысканию размер арендной платы за 2015 год в сумме 25 976 руб. 03 коп. определен Министерством исходя из недоосвоенного объема расчетной лесосеки на 2015 год, установленной Проектом освоения лесов на создание лесной инфраструктуры, который составил 209 куб. м.
Неисполнение Обществом обязательств по уплате задолженности послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что требование о взыскании 176 791 руб. задолженности по арендной плате за 2015 год, превышающий минимальный размер, по Договору аренды, было рассмотрено в рамках дела N А26-4402/2015, на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу в указанной части.
В удовлетворении остальной части иска (25 976,03 руб. задолженности) суд отказал, сделав вывод о необоснованности начисления арендной платы за недоосвоенный объем древесины под создание объектов лесной инфраструктуры по средним ставкам.
Суд апелляционной инстанции поддержал указанные выводы суда первой инстанции, сославшись также на позицию Верховного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении N 307-ЭС16-20174 от 02.06.2017 по делу А26-6186/2015.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства.
Согласно положениям статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ (части 1 - 3).
В части 1 статьи 73 ЛК РФ указано, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (абзац 1 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о договоре аренды" (далее - Постановление N 73).
В абзаце 3 пункта 18 Постановления N 73 разъяснено следующее. Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы, таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Фактическим основанием для настоящего иска послужило недоиспользование арендатором предусмотренного Проектом освоения лесов годового объема по созданию лесной инфраструктуры.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 13 и 25 ЛК РФ, а также на пункт 3.3.2 Договора аренды, пришел к правильному выводу о том, что отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12 и 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, установлено, что Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, нормативный акт разделяет между собой понятия "использование лесов", как основной вид деятельности, и "создание лесной инфраструктуры".
Ввиду изложенного суды сделали правильный вывод о том, что начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов.
При изложенном правовом регулировании спорных правоотношений, объективно оценив условия договора, суды правильно признали, что предъявленный Министерством иск в части взыскания 25 976,03 руб. задолженности не подлежит удовлетворению.
Доводы жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.09.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2017 по делу N А26-5145/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.