г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А66-5288/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. (доверенность от 11.10.2017 N 434), от администрации города Твери Воробьевой Ю.А. (доверенность от 23.09.2015 N 262), от общества с ограниченной ответственностью "Стром-Сервис" Стаканова А.А. (доверенность от 17.11.2017),
рассмотрев 14.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стром-Сервис" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2017 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-5288/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стром-Сервис", место нахождения: 170032, город Тверь, поселок Власьево, дом 18, ОГРН 1026900552580, ИНН 6905080268 (далее - Общество, ООО "Стром-Сервис"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Твери, место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), от 21.03.2016 N 446 "Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, пос. Власьево, д. 8" (далее - Постановление N 446); обязании ответчика совершить действия, направленные на восстановление положения, существовавшего до издания Постановления N 446, а именно: восстановить запись в "Государственном кадастре недвижимости" о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2 в размере 757 314 руб. 56 коп. и о разрешенном ранее использовании данного участка "под мастерскую".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788; а также федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2016 и дополнительным решением от 08.09.2016, оставленными без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016, заявленные Обществом требования удовлетворены, Постановление Администрации N 446 признано недействительным. Суд первой инстанции обязал Администрацию принять меры по восстановлению нарушенных прав ООО "Стром-Сервис", а именно: "не позднее следующего дня после вступления в законную силу направить в филиал Кадастровой палаты по Тверской области решение Арбитражного суда Тверской области по настоящему делу, которое будет являться основанием для восстановления записей в государственном кадастре недвижимости, существовавших до принятия Постановления N 446".
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2017 решение Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2016, дополнительное решение от 08.09.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2016 по делу N А66-5288/2016 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При новом рассмотрении дела суд определением от 16.06.2017 привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра); в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Диал" (далее - ООО "Диал").
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил признать недействительным постановление Администрации N 446; в качестве восстановления нарушенных прав обязать Управление Росреестра в трехдневный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу восстановить в Едином государственном реестре недвижимости записи о виде разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, существовавшие до принятия Постановления N 446. Уточнение заявленных требований принято судом.
Решением суда первой инстанции от 19.07.2017, оставленными без изменения постановлением апелляционного суда от 01.11.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.07.2017 и постановление от 01.11.2017, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований Общества. Общество указывает на неприменение судами подлежащих применению к рассматриваемому случаю положений пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации
(далее - ГрК РФ) По мнению подателя жалобы, в силу указанных норм орган местного самоуправления не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка, использование которого началось до вступления в силу соответствующих изменений в градостроительном регламенте, и которое в свою очередь не создает угрозу жизни и здоровью граждан, окружающей среде и объектам культурного наследия.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Администрации и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери возражал и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве Администрации на кассационную жалобу.
Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, Кадастровая палата, Управление Росреестра и ООО "Диал", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 15.07.2013 N 1690 между Обществом и Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области заключен договор аренды от 05.08.2013 N 126-з/13 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0200091:2, площадью 3020,80 кв. м, расположенного относительно ориентира в границах участка (почтовый адрес ориентира: г. Тверь, пос. Власьево, д. 18), "под мастерскую" сроком на 5 лет.
При проведении работ по государственной кадастровой оценке земель спорный земельный участок отнесен к 9 виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", установленному приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
На основании вступившего в законную силу с 01.03.2015 Федерального закона N 171-ФЗ внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полномочия по распоряжению спорным земельным участком перешли к органу местного самоуправления городского округа (к Администрации).
Администрация, руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор), Уставом города Твери, Временными правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные ППЗ г. Твери), вынесла постановление от 21.03.2016 N 446 "Об установлении вида разрешенного использования и соответствия между видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200091:2, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская обл., г. Тверь, пос. Власьево, д. 8", которым установила вид разрешенного использования спорного земельного участка - "объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и др.)", а также установила соответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка с видом разрешенного использования, предусмотренного Классификатором - "Бытовое обслуживание".
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указали на то, что выбранный Администрацией вид разрешенного использования земельного участка согласуется с перечнем видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором и соответствует фактическому использованию Обществом земельного участка.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2); в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с "Классификатором", утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7 ЗК РФ введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
В соответствии со статьями 36 и 37 ГрК РФ вид разрешенного использования должен быть определен в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе Карты градостроительного зонирования Временных ПППЗ г. Твери, установили, что спорный земельный участок относится к производственно-коммерческой зоне (П-К), к основным видам разрешенного использования которой относятся в том числе "объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и т.д.)", а также "размещение предприятий IV - V классов вредности, при условии соблюдения соответствующих санитарно-защитных зон". Судами также установлено, что с 2011 года в здании мастерской (владеющем Обществом) располагается производство по изготовлению изделий из камня, в том числе мрамора, гранита (изготовление памятников, столешниц и т.п.), что относится к бытовым услугам (код 010000). На основании установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу, что выбранный Администрацией вид разрешенного использования спорного земельного участка "объекты бытового обслуживания (парикмахерские, дома моды, пошивочные ателье, приемные пункты и предприятия прачечной и химчистки и др.)" согласуется с перечнем видов, предусмотренных Классификатором. Данный вид является основным видом разрешенного использования, установленным Временными ППЗ г. Твери для территориальной зоны П-К.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, связанное с решением собственника этого земельного участка о приведении его в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации в регулируемой сфере правоотношений, отвечает нормам Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
При этом наличие договора аренды от 05.08.2013 N 126-з/13, в котором указана цель его использования "под мастерскую", и отсутствие внесения изменений в договор аренды в этой части, не являются препятствием для установления Администрацией вида разрешенного использования спорного земельного участка в соответствии с Классификатором.
В силу изложенных обстоятельств, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований Общества.
Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.07.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 по делу N А66-5288/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стром-Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.