г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А56-13459/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бурматовой Г.Е.,
судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юнифиш" Осколковой В.В. (доверенность от 16.02.2018 N Ю/16-02/1), от Балтийской таможни Андреюшковой О.М. (доверенность от 27.12.2017 N 05-10/60877),
рассмотрев 07.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2017 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-13459/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юнифиш", место нахождения: 197229, Санкт-Петербург, Коннолахтинский пр., д. 2, ОГРН 1097847159519, ИНН 7814439505 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), оформленного письмом от 03.02.2017 N 46-10/0231, об обязании таможенного органа восстановить нарушенные права Общества путем внесения изменений в декларации на товары N 10216120/041115/0039299, 10216120/091214/0051967, 10216120/230115/0001668, 10216120/040615/0018482 (далее - ДТ) в соответствии с заявлением Общества от 13.12.2016 N 13-12/16-01, об обязании таможенного органа возвратить на расчетный счет Общества излишне уплаченные таможенные платежи в размере 692 179 руб. 80 коп.
Решением суда первой инстанции от 27.06.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2017, заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Таможню восстановить нарушенные права Общества путем внесения изменений в ДТ, возвратить 692 179 руб. 80 коп. излишне уплаченных таможенных платежей на расчетный счет Общества. С Таможни в пользу Общества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Таможня считает, что в отношении ввезенных товаров - хребтов лосося, классифицируемых в товарной субпозиции 0303 13 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), применяется ставка НДС в размере 18%, что соответствует подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Постановление N 908). Таможенный орган настаивает, что в отношении товара с кодом ТН ВЭД 0303 13 000 0 применяется ставка НДС 18%, поскольку имеющееся указания в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденным Постановлением N 908 (далее - Перечень) - "кроме семги (лосося)" распространяются как на рыбу в целом, так и ее части. Общество, уплатив НДС в размере 18%, исполнило обязанность по уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по доводам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта от 16.10.2014 N UNF-BKF-20141610, заключенного с компанией "Bakkafrost Sales F/F", Фарерские Острова, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - "позвоночные кости с прирезями мяса (хребты) лосося атлантического", задекларировало товар по ДТ.
Товар классифицирован в подсубпозиции 0303 13 000 0 ТН ВЭД.
При таможенном оформлении в отношении ввезенного товара Общество уплатило НДС по ставке 18%. Вместе с ДТ Общество представило сведения и документы в соответствии со статьей 208 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, в том числе по каждой поставке предоставило сертификаты происхождения, ветеринарный сертификат, декларацию о соответствии.
В 2016 году Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в ДТ после выпуска товара. Общество пришло к выводу, что ввезенный товар облагается НДС по ставке 10%, а излишне уплаченные таможенные платежи подлежат возврату.
Письмом от 03.02.2017 N 46-10/0231 Таможня отказала Обществу во внесении изменений в ДТ в связи с тем, что товар - "позвоночные кости с прирезями мяса (хребты) лосося атлантического" - облагается НДС по налоговой ставке 18%, что соответствует коду ТН ВЭД 0303 13 000 0.
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, согласно Перечню товары, классифицируемые в субпозиции 0303 13 000 0 (кроме семги (лосося атлантического), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации облагаются НДС по налоговой ставке 10%, список исключений из этого правила носит исчерпывающий характер. Поскольку продукты разделки лосося атлантического (семги) в названный список не включены, то при ввозе хребтов лосося на таможенную территорию Российской Федерации уплате подлежит НДС по ставке 10%.
В данном случае суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации, в частности, следующих продовольственных товаров: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).
В то же время согласно Постановлению N 908 при реализации на территории Российской Федерации отходов от разделки рыбы, в том числе голов, позвоночника, хвостовых стеблей и отходов прочих, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.
Перечнем установлено, что товары, классифицируемые в субпозиции 0303 13 000 0 (кроме семги (лосося атлантического)), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации облагаются НДС по налоговой ставке 10%.
При этом в ТН ВЭД отходы от разделки рыбы не поименованы.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 2, 5 статьи 164 НК РФ и Постановлением N 908 при ввозе море- и рыбопродуктов, за исключением деликатесных, применяется ставка 10%.
При отнесении товаров к деликатесным учитываются их особые потребительские качества.
Хребты, образующиеся при разделке рыбы, являются отходами, не обладают свойствами, характерными для деликатесных рыбопродуктов.
В письмах ФНС России от 17.02.2014 N ГД-4-3/2627 и Минфина России от 02.10.2007 N 03-07-03/128 разъясняется, что хребты лосося атлантического являются отходами пищевыми от разделки и не относятся к товарам деликатесного назначения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", применение налоговой ставки 10% в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории Российской Федерации либо товар был ввезен на территорию Российской Федерации, поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой хотя бы на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.
В рассматриваемом случае ставка НДС как при реализации указанных товаров так и при их ввозе зависит не только от кода ТН ВЭД но и от наличия деликатесных свойств продукта.
Таможенный орган не оспаривает факт ввоза Обществом продуктов переработки лосося (хребтов) как пищевых отходов.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для отнесения ввезенного Обществом товара к одному из приведенных в статье 164 НК РФ и Перечне исключений и для применения налоговой ставки по НДС 18%.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, оценив представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, признали оспариваемые действия Таможни незаконными.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2017 по делу N А56-13459/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.