г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А66-4192/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Любченко И.С., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства экономического развития Тверской области Суязовой А.В. (доверенность от 29.05.2017 N 2866/01-07), Матвеева А.В. (доверенность от 15.12.2017 N 7505/01-07), Ковалевой Е.В. (доверенность от 15.12.2017 N 7506/01-07),
рассмотрев 21.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 по делу N А66-4192/2017 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.),
установил:
предприниматель (глава КФХ) Сидорова Лилия Владиславовна, ОГРНИП 311695207300036 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству экономического развития Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29 ОГРН 1036900064585, ИНН 6905006271 (далее - Министерство) о признании недействительным Приказа от 20.12.2016 N 248 (далее - Приказ Министерства N 248) в части отказа Предпринимателю в предоставлении субсидии, а также о понуждении ответчика принять в отношении заявки Предпринимателя решение, предусмотренное пунктом 35 Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 06.10.2015 N 473-пп (далее - Порядок N 473-пп, Порядок предоставления субсидий).
Решением суда первой инстанции от 22.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Этим же решением Предпринимателю из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 5700 руб., уплаченная по чеку-ордеру от 22.03.2017 N 98.
Постановлением апелляционного суда от 20.11.2017 решение суда первой инстанции от 22.06.2017 отменено в части отказа в удовлетворении заявления Предпринимателя; признан не соответствующим Порядку N 473-пп и недействительным приказ Министерства в части отказа Предпринимателю в предоставлении субсидии. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Кроме того, с Министерства в пользу Предпринимателя взыскано 450 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций.
В своей кассационной жалобе Министерство ссылается на неполное выяснение апелляционным судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и просит отменить принятое постановление от 20.11.2017, оставить в силе решение от 22.06.2017. В обоснование заявленных требований податель жалобы ссылается на то, что основанием для отказа Предпринимателю в предоставлении субсидии послужили представленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по запросу Министерства сведения о наличии у Предпринимателя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанное основание для отказа в предоставлении субсидии предусмотрено пунктом 2 части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), положения которого применимы к рассматриваемым правоотношениям, несмотря на отсутствие их прямого указания в протоколе заседания комиссии Министерства от 20.12.2016 N 1. Министерство полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно приобщил к материалам дела выданную налоговым органом справку от 05.07.2017, поскольку она была получена уже после вынесения решения судом первой инстанции (22.06.2017).
В судебном заседании представители Министерства поддержали приведенные в кассационной жалобе доводы.
Сидорова Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в рамках объявленного Министерством конкурса для субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования (модернизации производства) 14.10.2016 Сидорова Л.В. обратилась в Министерство с заявкой на получение субсидии в рамках реализации Порядка N 473-пп, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 13 Порядка N 473-пп, в числе которых отсутствовала справка налогового органа об отсутствии у субъекта предпринимательства задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие в пакете документов справки из налогового органа, свидетельствующее о нарушении предпринимателем требований подпункта "г" пункта 13 Порядка N 473-пп в части состава документов, прилагаемых к заявке, Сидорова Л.В. приказом Министерства от 15.11.2016 N 221 "О допуске субъектов малого и среднего предпринимательства к конкурсному отбору на получение субсидии в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)" (далее - Приказ N 221) была допущена к конкурсному отбору на получение субсидии за счет средств областного бюджета Тверской области, включая средства федерального бюджета, в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Министерством в отношении Предпринимателя в налоговый орган был направлен запрос от 11.11.2016 N 5880/01-06 об отсутствии либо наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В ответ на данный запрос 19.11.2016 налоговая инспекция представила в Министерство справку N 15229 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, согласно которой Предприниматель по состоянию на 14.10.2016 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом "щ" пункта 2.2 Приказа Министерства N 248 Предпринимателю отказано в предоставлении субсидии в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 2 Протокола заседания комиссии Министерства от 20.12.2016 N 1 основанием принятия ответчиком в отношении Предпринимателя такого решения послужил вывод Министерства о нецелесообразности предоставления Сидоровой Л.В. субсидии ввиду наличия у Предпринимателя неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ссылка на подпункт "б" пункта 12 Порядка N 473-пп).
Не согласившись с Приказом Министерства в части принятого в отношении Предпринимателя решения об отказе в предоставлении субсидии, Сидорова Л.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения незаконным в указанной части.
Суд первой инстанции, указав на то, что заявитель не представил доказательств наличия на момент принятия комиссией обжалуемого решения документов, свидетельствующих о соответствии Предпринимателя условиям порядка предоставления субсидии, пришел к выводу о законности Приказа Министерства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с вышеназванным выводом суда первой инстанции, отметив то, что такие основания как "наличие у соискателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах", а также "нецелесообразность представления субсидии, указанные комиссией в качестве причин принятого в отношении заявителя отрицательного решения", отсутствуют в числе оснований отказа в предоставлении субсидии, установленных пунктом 36 Порядка N 473-пп.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства.
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Закона N 209-ФЗ, которая предоставляет право органов государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
Статьей 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются, в числе других: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом о защите конкуренции (пункт 4); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с подпрограммой 3 "Государственная поддержка предпринимательства и инновационной деятельности в Тверской области" государственной программы Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2014 - 2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 22.10.2013 N 508-пп "О государственной программе Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2014 - 2019 годы", постановлением Правительства Тверской области N 473-пп утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Порядок N 473-пп регламентирует процедуру предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - субсидия), а также устанавливает цели, условия и порядок их предоставления.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 названного Порядка субсидии предоставляются субъектам предпринимательства - хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), отнесенным в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, занимающимся производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг на территории Тверской области и осуществляющим в том числе виды деятельности по направлению "сельское хозяйство".
Согласно пункту 12 Порядка N 473-пп условиями предоставления субсидий являются:
а) постановка субъекта предпринимательства на налоговый учет на территории Тверской области;
б) отсутствие у субъекта предпринимательства задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
в) наличие заключенного субъектом предпринимательства договора на приобретение в собственность оборудования, включая монтаж оборудования;
г) принятие субъектом предпринимательства обязательств по сохранению общего количества рабочих мест и (или) созданию новых рабочих мест, которые должны быть достигнуты к 1 января третьего года после года получения субсидии;
д) наличие заключенного между Министерством и субъектом предпринимательства договора о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Как установлено пунктом 13 данного Порядка, после размещения Министерством в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, указанной в пункте 18 раздела IV настоящего порядка, субъекты предпринимательства, претендующие на получение субсидии, представляют в министерство пакет документов, включающий в себя заявку на получение субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему порядку, к которой прилагаются следующие документы:
а) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная не более чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки;
б) копия свидетельства о постановке на учет Российской организации (физического лица) в налоговом органе;
в) копии учредительных документов (для юридических лиц) либо копия паспорта (для индивидуальных предпринимателей);
г) справка налогового органа, органов государственных внебюджетных фондов об отсутствии у субъекта предпринимательства задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, полученная не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки;
д) копии договоров, заключенных субъектом предпринимательства, на приобретение в собственность оборудования, включая монтаж оборудования;
е) технико-экономическое обоснование приобретения оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (в произвольной форме);
ж) сведения о приобретенном оборудовании в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, составленные на дату подачи заявки;
з) копии документов, подтверждающих осуществление расходов субъектом предпринимательства на приобретение оборудования, в том числе платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера на сумму произведенных затрат;
и) копии бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс приобретенного оборудования;
к) расчет размера субсидий для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Пунктом 20 этого Порядка определено, что отбор субъектов предпринимательства на получение субсидий осуществляет конкурсная комиссия по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии (далее - комиссия).
В течение 5 календарных дней со дня регистрации заявки министерство рассматривает документы, предусмотренные пунктом 13 раздела III настоящего Порядка, на соответствие требованиям настоящего Порядка (пункт 23 Порядка N 473-пп). Пунктом 36 Порядка N 473-пп предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, к числу которых относятся:
а) получение субъектом предпринимательства в ходе проведения отбора менее 10 баллов;
б) недостаточность объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год, для предоставления субсидий.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что названный перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленный пунктом 36 данного Порядка, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Такое основание как наличие у соискателя субсидии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также нецелесообразность представления субсидии, указанные комиссией в качестве причин принятого в отношении заявителя отрицательного решения, как правильно указал суд апелляционной инстанции, отсутствуют в числе оснований отказа в предоставлении субсидии, установленных пунктом 36 названного Порядка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание представленные заявителем чеки-ордера от 11.10.2016 N 143 и 145, в соответствии с которыми указанная в справке 61270 о состоянии расчетов по налогам, сборам страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 14.10.2016 задолженность по налогу и пеням уплачены Предпринимателем в соответствующий бюджет в полном объеме. Иная задолженность по другим налогам в этой справке, как и в справке N 13877 по состоянию на 14.10.2016 отсутствует.
По запросу заявителя от 05.07.2017 налоговая инспекция вновь выдала Сидоровой Л.В. справку N 16552а об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (том 2, лист 124), согласно которой у Сидоровой Л.В. по состоянию на 14.10.2016 (то есть на дату обращения в министерство с заявкой) не имелось неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Довод Министерства о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно приобщил к материалам дела выданную налоговым органом справку от 05.07.2017, отклоняется кассационным судом, так как непринятие апелляционным судом упомянутого доказательства могло привести к вынесению неправильного судебного акта.
Установив, что на момент обращения Предпринимателя с заявкой на участие в конкурсе на получение субсидии у заявителя отсутствовала задолженность по налоговым платежам, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в предоставлении субсидии, выраженный в подпункте "щ" пункта 2.2 приказа министерства от 20.12.2016 N 248, мотивированный к тому же основанием, не предусмотренным пунктом 36 Порядка N 473-пп не соответствуют положениям названного Порядка предоставления субсидий и, как следствие, нарушает права и законные интересы Предпринимателя.
Также суд правильно отметил, что в нарушение требований пункта 34 Порядка N 473-пп и пункта 10 Положения о конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии (приложение 1 к приказу министерства 02.11.2016 N 212) протокол, в котором зафиксировано решение, принятое в отношении заявителя, не подписан всеми членами комиссии. Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что приказ Министерства в оспариваемой Предпринимателем части принят по итогам заседания комиссии, оформленным с нарушением вышеуказанных требований законодательства.
В силу изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворения заявления Предпринимателя, в связи с чем суд обоснованно отменил принятое судом первой инстанции решение.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом нормы материального права применены правильно, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 по делу N А66-4192/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.