г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А66-1294/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Огурцово" Куксовой В.В. (доверенность от 18.04.2016), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области Бильсон Е.Ю. (доверенность от 22.01.2018) и Смирновой А.А. (доверенность от 11.04.2017),
рассмотрев 21.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А66-1294/2017 (судьи Чередина Н.В., судей Романова А.В. и Шадрина А.Н.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство", место нахождения: 171266, Тверская обл., Конаковский р-н, дер. Безбородово, ОГРН 1026901730900, ИНН 6911000260 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - ТУ ФАУГИ), оформленного письмом от 23.12.2016 N 5565-05, об отказе Учреждению в предварительном согласовании предоставления на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка ориентировочной площадью 10 456 кв. м, относящегося к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и расположенного недалеко от кордона "Огурцово" Старомелковского сп Конаковского р-на Тверской обл., с разрешенным использованием "отдых (рекреация)", обязании ТУ ФАУГИ принять соответствующее решение и утвердить схему расположения названного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Огурцово", место нахождения: 171296, Тверская обл., Конаковский р-н, дер. Кошелево, ОГРН 1056910007362, ИНН 6911023099 (далее - Общество).
Решением от 19.05.2017 (судья Рощина С.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.12.2017 решение от 19.05.2017 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, апелляционный суд не учел, что согласно пункту 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает такое заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 этой же статьи, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ; поскольку ответчик не возвратил поданное Учреждением заявление в порядке, установленном приведенными положениями, а принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, оснований полагать, что он не согласился с формой и форматом представленной заявителем в качестве приложения к заявлению схемы расположения участка у суда апелляционной инстанции не имелось; вопреки выводам апелляционного суда нарушений требований статьи 11.9 ЗК РФ при подготовке схемы допущено не было; суд апелляционной инстанции не установил, в чем именно состоит невозможность использования испрашиваемого участка по назначению в случае утверждения схемы его расположения в том виде, в каком она была представлена в ТУ ФАУГИ, и ссылок на конкретные доказательства, позволяющие утверждать, что образование спорного участка повлечет возникновение препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, не указал; из представленной в материалы дела карты градостроительного зонирования Старомелковского сельского поселения видно, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Р-1 (зоне рекреационного назначения, особо охраняемые территории).
В отзывах на кассационную жалобу Общество и ТУ ФАУГИ просили оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выпискам из реестра федерального имущества от 01.11.2016 N 238 одноэтажные здание сарая-конюшни "Огурцово" площадью 91,16 кв. м (по сведениям технического паспорта от 26.12.2016, составленного Новозавидовским филиалом государственного унитарного предприятия Тверской области "Тверское областное бюро технической инвентаризации", 75,7 кв. м), дом егеря площадью 65 кв. м (по другим сведениям 69,7 кв. м - технический паспорт от 26.12.2016 и 82,1 кв. м - выписка из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 18.10.2017 N 99/2017/31738597) с кадастровым номером 69:15:0190302:185, а также гостиница (ранее дом охотника и рыбака "Огурцово") площадью 140,9 кв. м с кадастровым номером 69:15:0000012:801, введенные в эксплуатацию в 1988, 1999 и 2001 годах и расположенные по адресу: Тверская обл., Конаковский р-н, Старомелковское сп, кордон "Огурцово", включены в состав федерального имущества, правообладателем названных объектов указано Учреждение.
Право оперативного управления Учреждения в отношении гостиницы и дома егеря зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 17.05.2016 и 26.08.2016 за N 69-69/012-69/306/002/2016-716/1 и 69-69/012-69/306/004/2016-251/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2016, а также выписками из ЕГРП от 21.11.2016 N 69-0-1-178/4023/2016-617 и из ЕГРН от 18.10.2017 N 99/2017/31738597 и 99/2017/31739759.
Учреждение 02.12.2016 со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ обратилось в ТУ ФАУГИ с заявлением N 178 (поступило в адрес заинтересованного лица 19.12.2016 вх. N 1143) о предварительном согласовании предоставления ему из земель особо охраняемых территорий и объектов земельного участка ориентировочной площадью 10 456 кв. м (вид разрешенного использования "отдых (рекреация)", код 5.0), находящегося согласно правилам землепользования и застройки Старомелковского сп Конаковского р-на Тверской обл. в границах указанного муниципального образования в территориальной зоне Р-1 (зоне рекреационного назначения), утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории и предоставлении по результатам совершения указанных действий без проведения торгов на праве постоянного (бессрочного) пользования, указав, что у него в оперативном управлении находятся расположенные на этом участке здания, и приложив выписки из реестра федерального имущества, свидетельства о государственной регистрации права и внесении названного имущества в указанный реестр, а также подлежащую утверждению схему участка.
В письме от 23.12.2016 N 5565-05 ТУ ФАУГИ отказало Учреждению в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, сославшись на невозможность утверждения приложенной к заявлению схемы по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ, а именно в связи с тем, что данная схема не соответствует форме, формату и требованиям к ее подготовке, устанавливаемым согласно пункту 12 статьи 11.10 ЗК РФ уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762; далее - Приказ N 762).
Помимо прочего ТУ ФАУГИ в своем письме указало на составление поступившего от Учреждения заявления с нарушением положений пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ, а также наличие на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, права на которые в ЕГРП ни за кем не зарегистрированы.
Учреждение, полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ТУ ФАУГИ в своем отзыве сослалось на то, что из представленной Учреждением схемы невозможно определить местоположение испрашиваемого заявителем земельного участка по отношению к смежному с ним участку площадью 1 580 167 кв. м с кадастровым номером 69:15:0000014:385, в настоящее время арендуемому Обществом на основании заключенного с федеральным государственным унитарным предприятием "Опытно-производственное хозяйство "Редкинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - Предприятие) договора от 09.09.2005 N 7 передачи прав и обязанностей по договору аренды от 29.04.2005 и выделенному из участка с кадастровым номером 69:15:0000014:0193, который был образован в результате раздела участка площадью 912,1 га (9 121 000 кв. м) с кадастровым номером 69:15:000000:0022, предоставленного Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования еще в 1993 году (переоформлено на право аренды 22.04.2005 в соответствии с постановлением главы Конаковского района Тверской области N 348); схема составлена без учета границ участка с кадастровым номером 69:15:0000014:385; сведения о кадастровом квартале, в границах которого заявитель просит предоставить ему участок, равно как и о том, что последний относится к землям особо охраняемых территорий, не представлены; исходя из данных публичной кадастровой карты на спорном участке присутствуют объекты, не отмеченные на упомянутой схеме.
Суд первой инстанции, посчитав, что не указанные в схеме объекты являются не капитальными (вспомогательными) объектами, в силу чего они не подлежали обязательному отражению на представляемой уполномоченному органу власти для утверждения схеме, а также установив, что расположенные на испрашиваемом участке здания бани площадью 16,6 кв. м, 1981 года ввода в эксплуатацию (выписка из реестра федерального имущества от 18.04.2012 N 97/10) и гостиницы находятся в федеральной собственности и используются Учреждением в своей деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, придя к выводу о том, что формирование испрашиваемого Учреждением участка под частью гостиницы противоречит требованиям пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, факт отнесения данного участка к землям особо охраняемых территорий и объектов не подтвержден, а схема его расположения была представлена ТУ ФАУГИ для последующего утверждения только в бумажном виде, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14-39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 39.14 ЗК РФ после подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участок без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости.
В силу пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 упомянутого Кодекса.
Подпунктами 1 и 3 пункта 16 названной статьи в качестве таких оснований предусмотрены несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ и разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к земельным участкам, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости (пункт 4) или вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (пункт 6).
Согласно пункту 9 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 12 Приказа N 762 схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что, обращаясь в ТУ ФАУГИ с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, Учреждение представило схему его расположения только на бумажном носителе, при этом согласно отображенным на ней графическим данным большая часть одного из принадлежащих Российской Федерации зданий, переданных в оперативное управление заявителя, - гостиницы частично расположена на смежном участке с кадастровым номером 69:15:0000014:385, арендуемом Обществом, о чем в своих пояснениях указывало ТУ ФАУГИ (т.д. 2, л. 37) и что не оспаривало Учреждение в ходе рассмотрения дела (т.д. 2, л. 88), полагавшее такое установление границ правомерным с учетом нахождения участка с кадастровым номером 69:15:0000014:385 в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, поскольку граница образуемого земельного участка от точки 1 до точки 8 согласно схеме расположения участка проходит через указанное здание, а сама схемам в электронном виде Учреждением в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации не составлялась и в ТУ ФАУГИ не подавалась, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ заинтересованного лица в утверждении предложенной схемы не противоречит нормам земельного законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемое постановление законным и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А66-1294/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.