г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А56-31458/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Бурматовой Г.Е.,
судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западного таможенного управления Дубровской Н.С. (доверенность от 27.12.2017),
рассмотрев 22.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2017 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-31458/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИЗАЙН-КАРГО", место нахождения: 188660, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, дер. Порошкино, дорога на Мендсары, д. 10, ОГРН 1027807586498, ИНН 7814085990 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Северо-Западного таможенного управления, место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. А, ОГРН 1037843059495 (далее - Управление), от 26.01.2017 N 10200000/260117/5-р об отмене в порядке ведомственного контроля не соответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Управление ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 58, 59 и 61 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятых Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 (далее - Правила от 12.12.2008). По мнению подателя жалобы, оснований для признания незаконным вынесенного Управлением решения не имелось, поскольку оно не нарушает права и интересы Общества, не возлагает не него никаких обязанностей.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в суд направлен отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции.
Из материалов дела следует, что Общество в рамках заключенного с компанией "Flores de Los Andes LTDA C.I." (Республика Колумбия) внешнеэкономического контракта от 18.11.2015 N 54 CO/FA-11 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - розы свежесрезанные для составления букетов и для декоративных целей, код товара - 0603 11 000 0, с оформлением электронной декларации на товары N 10206100/040414/0002854.
В ДТ указано, что страной происхождения товара является Колумбия.
Товар 05.04.2014 выпущен Выборгской таможней по базовым ставкам таможенных пошлин без предоставления тарифных преференций, режим - выпуск для внутреннего потребления.
После обращения Общества в таможенный орган с заявлением о восстановлении режима тарифных преференций по спорной ДТ, о возврате уплаченной таможенной пошлины в размере 13 303 руб. 59 коп., предоставления оригинала сертификата о происхождении товара по форме "А" от 13.03.2014 N 2204530, выданного 13.03.2014 Управлением по делам национальных налогов и таможни Колумбии, Выборгской таможней принято решение от 21.05.2015 N 10206000/11-04-22/42, которым Обществу отказано в предоставлении преференций. Решением Управления от 18.09.2015 N 10200000/260117/5-р указанное решение Выборгской таможни было признано не соответствующим требованиям таможенного законодательства Российской Федерации и отменено.
Выборгской таможней после отмены решения от 21.05.2015 принято решение от 28.09.2015 N 10206000/11-04-22/141 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, которым Обществу предоставлены преференции по ДТ.
В дальнейшем Управлением принято решение от 26.01.2017 N 10200000/260117/5-р, которым признано не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации и отменено решение Выборгской таможни от 28.09.2015 о предоставлении тарифных преференций.
Основанием для отмены решения о предоставлении тарифных преференций послужило то, что Управление не получило ответ компетентного органа на запрос о подтверждении выдачи сертификата соответствия, представленного Обществом.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив, что в подтверждение права на тарифную преференцию декларант предоставил надлежащий сертификат о происхождении товара и у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, требования удовлетворил. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Для целей названной статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, согласно которому Колумбия относится к странам - пользователям схемой преференций Российской Федерации. Этими же решениями утвержден Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся, наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, в который включен ввезенный Обществом товар - "живые деревья и другие растения; луковицы, корни и прочие аналогичные части растений; срезанные цветы и декоративная зелень".
В силу части 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.
В соответствии с разделом VII Правил от 12.12.2008 "Документальное свидетельство" в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Разделом VIII Правил "Административное сотрудничество" предусмотрено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Статьей 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1). Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4). При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5).
Требования к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" приведены в приложении 2 к Правилам от 12.12.2008, согласно которым в графе 1 указываются наименование и адрес лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту или иного лица, если ему переданы права на поставку товара, в том числе производителя товара).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество представило оригинал сертификата о происхождении товара по форме "А", который выдан Управлением по делам национальных налогов и таможни Колумбии. Данный сертификат соответствует предъявляемым к нему требованиям, подтверждает, что страной происхождения товара является Колумбия, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В порядке ведомственного контроля Управление направило запрос в Министерство коммерции, индустрии и туризма Республики Колумбия о проверке сертификата происхождения товара (письмо от 31.12.2015 N 06-86/66231). Аналогичный запрос в Управление по делам национальных налогов и таможни Колумбии орган, выдавшее спорный сертификат, направлен Управлением только 18.07.2017.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужило отсутствие ответа на запрос от 31.12.2015 N 06-86/66231, направленный в Министерство коммерции, индустрии и туризма Республики Колумбия.
Податель жалобы полагает, что неполучение Управлением ответа в течение 6 месяцев, является достаточным основанием для отказа в применении преференций.
В данном случае судами не установлено, что отказ в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций связан с наличием таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Доказательств недействительности данного сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорного товара, Управлением в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Управление документально не подтвердило существование обоснованных сомнений относительно страны происхождения товара, достоверности выданного сертификата. Суды проанализировали содержание направленных запросов, ранее вынесенных решений о предоставлении преференций и обоснованно заключили, что таможенный орган не представил доказательств недействительности сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не мог быть предоставлен тарифный преференциальный режим.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает законными и обоснованными выводы судов об отсутствии у таможенного органа оснований для отмены решения, которым Обществу были предоставлены тарифные преференции в отношении спорного товара.
Обстоятельства для правильного разрешения настоящего дела установлены судами в полном объеме.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении требований статей 198, 200 АПК РФ.
Доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения в первой и апелляционной инстанциях, суды дали им надлежащую правовую оценку, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Ввиду изложенного кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А56-31458/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.