г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А56-85333/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Старченковой В.В.,
судей Ломакина С.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" Тарасовой К.А. (доверенность от 31.10.2017), от Министерства обороны Российской Федерации Тарасовой К.А. (доверенность от 22.12.2016), от Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Сергеева А.А. (доверенность от 27.12.2017),
рассмотрев 28.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2017 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (судьи Сотов И.В., Казарян К.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-85333/2016,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 10, ОГРН 1117847144876, ИНН 7841443420 (далее - Командование), о взыскании (с учетом уточнения требований) 2 331 433 руб. 17 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости тепловой энергии, поставленной в период с марта по июль 2016 года, и 81 767 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 31.10.2016. При недостаточности денежных средств у Командования истец просил взыскать задолженность субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Определением суда от 30.05.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Управление).
Решением суда от 06.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2017, с Управления и Министерства (субсидиарно) в пользу Предприятия взыскано 2 331 433 руб. 17 коп. неосновательного обогащения и 81 767 руб. 33 коп. процентов. В удовлетворении требований к Командованию отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства принадлежности спорного объекта Управлению. Кроме того, Министерство полагает, что акты о бездоговорном потреблении тепловой энергии составлены с нарушением действующего законодательства. Также податель жалобы считает представленный истцом расчет стоимости ресурса арифметически необоснованным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Управления, Министерства и Командования поддержали доводы, приведенные в жалобе Министерства.
Предприятие уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием выявлен факт потребления на объекте по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д. 35, в период с марта по июль 2016 года тепловой энергии без заключения договора теплоснабжения, о чем составлены акты от 21.03.2016 N 517.037, от 21.04.2016 N 517.037, от 20.05.2016 N 517.037 и от 24.06.2017 N 517.037.
Предприятие, полагая, что объект, потреблявший тепловую энергию, находится в ведении Командования, представитель которого присутствовал при составлении актов от 21.03.2016 и от 21.04.2016, но от подписи отказался, направило в адрес Командования акты и счета-фактуры на оплату потребленной в спорный период тепловой энергии.
Поскольку оплата ресурса не произведена, претензия от 03.06.2016 оставлена без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В процессе судебного разбирательства установлено, что владельцем объекта является Управление. Это подтверждается справкой от 09.09.2016 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, согласно которой по данным реестра федерального имущества объект (общежитие) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Белоостровская, д. 35, закреплен на праве оперативного управления за Управлением (том 1, лист 118).
В связи с указанными обстоятельствами суды удовлетворил иск за счет Управления и субсидиарного должника, а в иске к Командованию отказали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) бездоговорное потребление тепловой энергии - это в числе прочего потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
В силу пункта 7 статьи 22 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (пункт 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ).
Представленные в дело акты составлены в присутствии незаинтересованных лиц и подписаны ими. Содержание актов свидетельствует о выявлении факта потребления тепловой энергии (теплоносителя) без заключенного в установленном порядке договора, указан способ и место осуществления бездоговорного потребления.
Акты соответствуют требованиям пункта 8 статьи 22 Закона N 190-ФЗ. Ответчики содержание актов не оспорили, договор теплоснабжения не представили. Следовательно, теплоснабжение спорного объекта осуществлялось без договора.
Количество потребленной тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения указано в счетах-фактурах. Обоснованных возражений по объему поставленного ресурса, контррасчет задолженности ответчики не представили.
Удовлетворяя иск за счет Управления, суды исходили из того, что именно этот ответчик в спорный период владел теплопотребляющими установками, присоединенными к сетям энергоснабжающей организации. Следовательно, на Управлении как владельце энергопринимающих устройств лежит обязанность возместить стоимость потребленной тепловой энергии.
Установив факт бездоговорного потребления тепловой энергии на объекте Управления и отсутствие доказательств ее оплаты, суды правомерно взыскали с Управления стоимость бездоговорного потребления ресурса, а также привлекли к субсидиарной ответственности Российскую Федерацию в лице Министерства.
Согласно статье 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Установив, что Управление своевременно не оплатило стоимость бездоговорно потребленной тепловой энергии, руководствуясь статьями 395, 1107 ГК РФ, суды взыскали с Управления 81 767 руб. 33 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также возложили субсидиарную ответственность по названному долгу на Российскую Федерацию в лице Министерства.
Нормы материального и процессуального права судами не нарушены. Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А56-85333/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.