г. Санкт-Петербург |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А21-5406/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Любченко И.С.,
судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 26.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2017 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А21-5406/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" (место нахождения: 236000, город Калининград, улица Карла Маркса, дом 56, ОГРН 1083925038845, ИНН 3904604442; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (место нахождения: 236007, город Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637; далее - Министерство) от 19.05.2017 N ЖК-2/273/ЖСА/ЖК-2685/О.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм жилищного законодательства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании протокола общего собрания собственников помещений от 01.02.2014 многоквартирного дома N 22-30 по улице Пугачева в городе Калининграде и договора управления от 23.02.2014 N П22-30/2014 Общество осуществляет функции управляющей компании и является исполнителем коммунальной услуги по содержанию и ремонту жилого помещения.
В связи с поступившим обращением жителя указанного дома Министерством на основании приказа от 12.05.2017 N 810 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества.
В ходе проверки Министерством установлены нарушения подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2016 N 491 (далее - Правила N 491), а также пункта 3.2.4 договора управления многоквартирным домом.
По итогам проведенной проверки Министерство выдало предписание от 19.05.2017 N ЖК-2/273/ЖСА/ЖК-2685/О по устранению выявленных нарушений и требований жилищного законодательства со сроком исполнения 30.06.2017, в соответствии с которым Обществу предписано: произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно утвержденному собственником тарифу 12,30 руб. за 1 кв.м по многоквартирному дому 22-30 по улице Пугачева в городе Калининграде без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту Российской Федерации по данным Росстата), за весь период производившихся начислений (пункт 1); произвести перерасчет платы за обслуживание индивидуального теплового пункта по указанному многоквартирному дому путем снятия начислений за весь период начисления (пункт 2); представить в Департамент жилищного контроля и надзора Министерства копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета (пункт 3).
Общество оспорило предписание Министерства в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, установили фактические обстоятельства дела и отказали в удовлетворении заявления, сделав вывод об обоснованности оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества осуществляется по договору управления многоквартирным домом, который заключается между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416), которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт "в" пункта 1 Правил N 416).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11 Правил N 491).
Пунктом 11 Правил N 491 услуга по обслуживанию индивидуального теплового пункта отнесена к содержанию общего имущества, плата за которую включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Судебными инстанциями установлено и материалами дела подтверждается, что за декабрь 2016 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома Обществом выставлены квитанции с платой в размере 13,66 за 1 кв.м в месяц и отдельной строкой выделена плата за обслуживание индивидуального теплового пункта размере 0,48 руб. за 1 кв.м в месяц; за январь 2017 года - 15,26 руб. за 1 кв.м в месяц и отдельной строкой за обслуживание индивидуального теплового пункта в размере 0,54 руб. за 1 кв.м в месяц. Изменение размера платы произведено в отсутствие решения в установленном частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядке общего собрания собственников.
При этом, как обоснованно указали суды, нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в том числе и Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения, а наличие соответствующего условия в договоре управления от 23.02.2014 N П22-30/2014 само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении с декабря 2016 года ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения в размере 12,30 руб. и установлении нового размера платы.
Исходя из вышеприведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, суды пришли к правильному выводу о неправомерности действий Общества по начислению платы за содержание общего имущества в размере, отличном от определенного протоколом общего собрания собственников помещений от 01.02.2014, а также по включению платы за обслуживание индивидуального теплового пункта в состав платы за содержание жилого помещения и начислению данной платы отдельной строкой.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводом судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания Министерства.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу N А21-5406/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.