г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А66-13004/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена "21" марта 2018 года.
Полный текст решения изготовлен "23" марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Любченко И.С., Соколовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ким Е.В.,
заявитель: Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в лице филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Тверской области,
заинтересованное лицо: финансовый отдел Муниципального образования "Кувшиновский район" Тверской области,
должник: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Кувшиновский районный центр детского творчества",
рассмотрев 21.03.2018 в открытом судебном заседании заявление федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в лице филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Тверской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А66-13004/2013,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии, взыскатель) в лице филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Тверской области, место нахождения: 170008, Тверская область, город Тверь, Озерная улица, дом 11, ОГРН 1057747117724, ИНН 7719555477, ссылаясь на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о присуждении 9 623,60 руб. компенсации за нарушение своего права на исполнение судебного акта по делу NА66-13004/2013 в разумный срок.
В обоснование заявленных требований ФГУП "Охрана" Росгвардии указало на длительное неисполнение муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования "Кувшиновский районный центр детского творчества", место нахождения: 172110, Тверская область, город Кувшиново, Красногвардейская улица, дом 14, ОГРН 1026901913741, ИНН 6929003216 (далее - МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества", должник), решения Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2013 по делу N А66-13004/2013, что нарушило право заявителя на исполнение указанного судебного акта в разумный срок.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 21.09.2017 данное заявление ФГУП "Охрана" Росгвардии принято к производству и определением от 27.12.2017 передано на рассмотрение Арбитражного суда Северо-Западного округа (далее - АС СЗО).
Определением АС СЗО от 01.02.2018 заявление ФГУП "Охрана" Росгвардии назначено к рассмотрению в судебном заседании 21.03.2018.
До начала судебного разбирательства от ФГУП "Охрана" Росгвардии поступило письменное ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя.
Участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем заявление о присуждении компенсации рассмотрено в их отсутствие и без ведения аудиозаписи судебного заседания.
Заявление ФГУП "Охрана" Росгвардии о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение указанного судебного акта в разумный срок рассматривается арбитражным судом в соответствии с Законом N 68-ФЗ по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства, АС СЗО установил следующее.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2013 по делу N А66-13004/2013 с МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества" в пользу ФГУП "Охрана" Росгвардии взыскано 2745 руб. 36 коп. долга, а также 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На основании вступившего в законную силу решения от 16.12.2013 арбитражным судом 18.02.2014 взыскателю (ФГУП "Охрана" Росгвардии) выдан исполнительный лист серии АС N 001012384. Должником по выданному исполнительному листу является МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества".
ФГУП "Охрана" Росгвардии 27.02.2014 вышеназванный исполнительный документ направило в финансовый отдел администрации Кувшиновского района Тверской области, который последним был возвращен письмом от 20.05.2016. Основанием для возврата исполнительного листа серии АС N 001012384 послужило соответствующее заявление ФГУП "Охрана" Росгвардии от 16.05.2016 N 2017/70.
В дальнейшем (19.10.2016), взыскатель на основании Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный лист серии АС N 001012384 направил в Кувшиновский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области. Постановлением от 30.12.2016 в отношении должника было возбуждено исполнительное производство N 8906/16/69016-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 31.07.2017 исполнительное производство N 8906/16/69016-ИП было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Поскольку решение суда от 16.12.2013 до настоящего времени не исполнено, ФГУП "Охрана" Росгвардии обратилось в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заявитель полагает, что обязанность по оплате компенсации за нарушение права ФГУП "Охрана" Росгвардии на исполнение судебного акта в разумный срок лежит на финансовом отделе Муниципального образования "Кувшиновский район" Тверской области, поскольку МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества" является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств муниципального бюджета.
Исследовав материалы дела и оценив письменные доводы участвующих в нем лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения заявления ФГУП "Охрана" Росгвардии.
Согласно части 1 статьи 222.1 АПК РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Правом на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обладают лица, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ, в случае неисполнения в разумный срок среди прочего судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Закон N 68-ФЗ согласно взаимосвязанным его положениям части 1 статьи 1 и статьи 3 распространяется, в том числе, на следующие случаи: нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент спорных правоотношений законодательством. В том числе:
- по искам или заявлениям к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц;
- по искам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета;
- по искам о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности;
- о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;
- по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.
Исходя из частей 2 и 3 статьи 5 названного Закона N 68-ФЗ компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств соответствующего бюджета и является его расходным обязательством.
При этом следует иметь в виду, что действие Закона N 68-ФЗ не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
В соответствии с абзацем 38 статьи 6 БК РФ получателями бюджетных средств (получатели средств соответствующего бюджета) являются: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества" не относится к вышеперечисленным органам, является муниципальным бюджетным учреждением, понятие которого приведено в пункте 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Согласно указанной норме бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и не вправе отказаться от его выполнения. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств по смыслу абзаца 38 статьи 6 БК РФ. Следовательно, положения Закона
N 68-ФЗ в случае несвоевременного исполнения судебного акта бюджетным учреждением на соответствующее публично-правовое образование не распространяются. При этом само по себе финансирование МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества" за счет средств местного бюджета не свидетельствует о закреплении за последним статуса получателя бюджетных средств, а является лишь способом обеспечения исполнения учреждением муниципального задания.
В силу пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом; в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
В данном случае судом не выносилось решение о привлечении администрации Кувшиновского района Тверской области к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам бюджетного учреждения (МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества").
Поскольку решение Арбитражного суда Тверской области от 16.12.2013 по настоящему делу не предусматривает возложение обязанности на органы местного самоуправления произвести выплаты за счет средств местного бюджета по обязанностям должника (МОУ ДО "Кувшиновский районный центр детского творчества"), суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения заявления ФГУП "Охрана" Росгвардии о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Руководствуясь статьей 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
решил:
Отказать Федеральному государственному унитарному предприятию "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии) в лице филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Тверской области в удовлетворении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по делу N А66-13004/2013.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (пункт 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Таким образом, бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств по смыслу абзаца 38 статьи 6 БК РФ. Следовательно, положения Закона
...
В силу пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом; в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено."
Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2018 г. N Ф07-967/18 по делу N А66-13004/2013