г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А56-7779/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Боглачевой Е.В.,
судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Серегиной О.Г. (доверенность от 25.12.2017),
рассмотрев 22.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 (судья Золотарева Я.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-7779/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Жилищному комитету, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199, о взыскании 40 553 руб. 35 коп. межтарифной разницы за май 2014 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Калининского района", место нахождения: 195269, Санкт-Петербург, Светлановский просп., д. 54, ОГРН 1047855137769, ИНН 7804306979 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 12.07.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2017, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Жилищный комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Предприятию в иске.
Податель жалобы указывает, что Жилищным комитетом исполнены обязательства по перечислению средств субсидий на возмещение выпадающих доходов на основании представленных Предприятием документов, подтверждающих объемы отпущенной Обществу тепловой энергии. Податель жалобы также считает, что само по себе наличие межтарифной разницы не является основанием для ее взыскания, иск о взыскании межтарифной разницы мог быть удовлетворен только при предоставлении Предприятием доказательств обращения в Жилищный комитет за компенсацией своих расходов (убытков).
Предприятие в отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Представители Жилищного комитета и Общества, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предприятием (энергоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 25.12.2007 N 6336.036.1 (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Санкт-Петербург, ул. Учительская, д. 5, корп. 2 (жилой дом), а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Во исполнение условий Договора Предприятие в мае 2014 года поставило тепловую энергию на сумму 345 991 руб. 69 коп. Стоимость энергоресурса, рассчитанная по тарифу для населения, составила 257 075 руб. 31 коп., межтарифная разница - 88 916 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что Жилищный комитет не в полном объеме возместил разницу в тарифах за май 2014 года, Предприятие в направленной в адрес Жилищного комитета претензии от 14.06.2016 N 58-13/16972 потребовало погасить образовавшуюся задолженность в размере 40 553 руб. 35 коп.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск Предприятия, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" разъяснено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы
потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Разница между тарифом на тепловую энергию, отпускаемую Предприятием, и тарифом для расчета размера платы за предоставляемую гражданам коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2014 N 217 утвержден Порядок предоставления ресурсоснабжающим организациям субсидий на возмещение выпадающих доходов на 2014 год (далее - Порядок N 217).
Объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок объемов тепловой энергии, отпускаемой для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских (далее - акты сверок), между получателями субсидий и исполнителями коммунальных услуг (пункт 2.4 Порядка N 217).
Согласно пункту 4.2 Порядка N 217 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и (или) творческих мастерских (далее - отчеты), представляемых получателями субсидий в Жилищный комитет и в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "ЖХ"), и указанных в пункте 2.4 Порядка N 217 актов сверок, представляемых получателями субсидий в ГУП ВЦКП "ЖХ".
Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок. При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, отпущенной для теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, указанных получателями субсидий, с данными, указанными ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО, общественными организациями творческих работников (далее - исполнители коммунальных услуг), для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок исполнителями коммунальных услуг.
ГУП ВЦКП "ЖХ" осуществляет проверку представленных отчетов и актов сверки и по результатам проверки направляет соответствующие сведения в Жилищный комитет.
Порядок предоставления субсидий предусматривает, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку Жилищный комитет не представил доказательств возмещения Предприятию межтарифной разницы за спорный период в полном объеме, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленного Предприятием требования о взыскании задолженности по субсидиям, которая составила 40 553 руб. 35 коп.
Довод подателя жалобы о том, что Предприятие не доказало выполнение со своей стороны всех требований, установленных нормативно-правовыми актами для получения субсидий, отклоняется судом кассационной инстанции. Подписание Обществом акта сверки объемов тепловой энергии с разногласиями не может являться основанием для отказа Предприятию в возмещении объективно существующей разницы в тарифах. Как видно из материалов дела, объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен Предприятием расчетным методом (исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению и полученных от Общества сведений о потреблении горячего водоснабжения по индивидуальным приборам учета). Указанный расчет не противоречит нормам жилищного законодательства и третьим лицом документально не опровергнут. Поставленную в спорный период тепловую энергию Общество оплатило по тарифам для населения в полном объеме.
Признав объем потребленной Обществом тепловой энергии в мае 2014 года документально подтвержденным, суды правомерно удовлетворили иск Предприятия.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами полно и объективно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Жилищного комитета отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2017 по делу N А56-7779/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.