г. Санкт-Петербург |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А56-49853/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Алешкевича О.А. и Любченко И.С.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу Батовой Н.Э. (доверенность от 27.06.2017), от общества с ограниченной ответственностью "Новый Свет-ЭКО" Мизева М.Е. (доверенность от 07.02.2018),
рассмотрев 20.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2017 (судья Корушова И.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Протас Н.И.) по делу N А56-49853/2017,
установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН 1099847005846, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новый Свет-ЭКО", место нахождения: 188361, Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи поселка Новый свет, участок 2, ОГРН 1024702093085, ИНН 4719017995 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы судами не применено положения части 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ), в силу которой юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, послужили результаты проверки его деятельности проведенной Департаментом в рамках дела об административном правонарушении от 18.05.2017 N АД-13-119/2017.
Поводом для проверки послужила информация, полученная из письма Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга о количестве принятых Обществом на обработку, утилизацию, размещение твердых коммунальных отходов за 2016 год.
Полагая, что в ходе проверки выявлен факт осуществления Обществом деятельности по сбору (накоплению) отходов производства и потребления IV классов опасности в отсутствие лицензии Департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 30.06.2017.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что Общество осуществляет деятельность по сбору отходов производства и потребления III - IV классов опасности по адресу: 188361, Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи п. Новый свет, уч. N 1 кадастровый номер 47:23:04390001:17 на основании лицензии от 15.08.2013 серия 78 N 00082 на право обращения с отходами, в части размещения отходов III - IV класса опасности. При этом Общество, как указали суды, осуществляет лишь прием отходов на полигон ТБО с целью их размещения на полигоне, сбор отходов производства и потребления как самостоятельный вид деятельности не ведет.
Суды применив часть 3 статьи 23 Закона N 458-ФЗ, согласно которой лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 01.01.2019, пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (в редакции Закона N 458-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Предприятию 15.08.2013 выдана лицензия серия 78 N 00082 на право обращения с отходами, в части размещения отходов III - IV класса опасности.
На момент выдачи указанной лицензии лицензированию подлежала лишь деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Законом N 458-ФЗ внесены изменения, согласно которым подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу части 3 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (в редакции федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) необходимость переоформления лицензии возникает, в том числе в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
При этом до переоформления лицензии лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 18 Закона N 99-ФЗ, к числу которых отнесено выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
Таким образом, на основании лицензии, имеющейся у Общества, оно может осуществлять до 01.01.2019 лишь деятельность по размещению отходов III - IV класса опасности.
Для осуществления деятельности по сбору отходов необходимо переоформить лицензию в порядке статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Соответственно, осуществление деятельности по сбору отходов I - IV класса опасности без соответствующей лицензии образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного выводы, сделанные в судебных актах являются ошибочными.
Между тем согласно общим положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Как следует из части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Для закрытого перечня административных правонарушений установлены более длительные сроки давности, в том числе в один год со дня совершения административного правонарушения.
Однако совершенное Обществом административное правонарушение не входит в указанный перечень, вследствие чего соответствующее решение суда не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня его совершения (обнаружения).
Учитывая, что давностный срок привлечения к административной ответственности истек, судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2017 по делу N А56-49853/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.