г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А56-16812/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Александровой Е.Н.,
судей Бурматовой Г.Е., Корабухиной Л.И.,
при участии от акционерного общества "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" Павловой О.В. (доверенность от 13.12.2017 N 206), от Балтийской таможни Семиндеевой А.И. (доверенность от 27.12.2017 N 05-10/60906),
рассмотрев 06.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2017 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 (судьи Протас Н.И., Лопато И.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-16812/2017,
установил:
Акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, дом 24, ОГРН 1069847557394, ИНН 7802375889 (далее - АО "Концерн "МПО-Гидроприбор", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании требования Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), об уплате таможенных платежей от 07.02.2017 N 344.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "Концерн "МПО-Гидроприбор", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает несоответствующим обстоятельствам дела вывод судов о том, что Общество не обратилось до окончания срока действия заявленной таможенной процедуры переработки на таможенной территории с заявлением о ее продлении, поскольку данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела письмом от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 и ответом Таможни на него от 22.12.2016 N 35-11/60631. АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" полагает необоснованным вывод судов о непредставлении Обществом в таможенный орган вместе с заявлением необходимых для продления срока документов, так как обязанность предоставить дополнительные документы не предусмотрена таможенным законодательством, следовательно, у Таможни не имелось оснований для отказа в продлении срока. Заявитель считает, что с его стороны были соблюдены все требования и условия таможенного законодательства и приняты необходимые меры по своевременному продлению срока таможенной процедуры, в связи с чем требование об уплате таможенных платежей является незаконным. Выводы судов первой и апелляционной инстанции об обратном ошибочны, суды не дали надлежащей правовой оценки доводам АО "Концерн "МПО-Гидроприбор".
В отзыве на кассационную жалобу Таможня просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель таможенного органа возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.05.2016 Обществом на Турухтанный таможенный пост Таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10216100/170516/0036279 с целью помещения под процедуру "переработка на таможенной территории" товара: "литий-ионная аккумуляторная батарея 336 ICR50/320-01 ИПЮН.563564.001-01, предназначена для питания электродвигателя и бортовой аппаратуры практической торпеды ТЭ-2-01, изготовитель ОАО "Концерн "Морское подводное оружие-Гидроприбор", в количестве 2 шт., заводские номера А0419, А0720, код 8507 60 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС", таможенная стоимость заявлена в размере 19 859 171 руб. 92 коп.
АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" письмом от 30.03.2016 N 037/14-86-1574 обратилось в таможенный орган с просьбой разрешить выпуск товаров без обеспечения уплаты таможенных платежей, уведомив также о том, что декларант обязуется обеспечить вывоз товара после ремонта до 31.12.2016, то есть в срок, предусмотренный лицензией на ввоз продукции военного назначения из Вьетнама от 26.11.2015 N 13152051464 (выдана ОАО "Рособоронэкспорт" на основании решения от 17.11.2011 N 2035-рс Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; далее - ФС ВТС).
Письмом от 12.04.2016 N 15-10/15677 Таможня разрешила выпуск товара в соответствии с заявленной процедурой без обеспечения уплаты таможенных платежей.
Товар "литий-ионная аккумуляторная батарея" 18.05.2016 помещен под таможенную процедуру "переработка на таможенной территории" с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, с использованием ДТ в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 240 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Письмом от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 Общество просило таможенный орган продлить срок вывоза товара после ремонта в связи с производственной необходимостью и переносом сроков поставки после ремонта дефектного имущества. Указанное письмо поступило в Таможню 09.12.2016.
Таможенный орган в ответ на данное обращение письмом от 22.12.2016 N 35-11/60631 уведомил АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" о невозможности его рассмотрения, поскольку заявление не содержит сведений о номере разрешения на переработку товаров на таможенной территории (номер ДТ), а также в связи с непредставлением письма ФС ВТС о продлении лицензии либо обязательства о его представлении в ближайшее время.
Письмом от 13.01.2017 N 037-14-10-119 Общество направило в Таможню копию спорной ДТ и письмо ФС ВТС от 28.11.2016 N 14/3-12991 о продлении срока действия лицензии от 26.11.2015 N 13152051464 и срока возврата продукции по ней до 31.12.2017, на основании чего таможенный орган продлил срок переработки на таможенной территории товаров по ДТ N 10216100/170516/0036279 на срок до 30.06.2017 (письмо от 25.01.2017 N 12-11/03710).
По результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров Таможня составила акт от 30.01.2017 N 10216000/012/300117/А0017, установив нарушение Обществом срока таможенной процедуры переработки на таможенной территории по ДТ N 10216100/170516/0036279, вследствие чего у декларанта возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Таможенным органом также составлен акт от 03.02.2017 N 10216000/030217/0000451 об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей (пеней) в связи с несвоевременным завершением таможенной процедуры и выставлено требование от 07.02.2017 N 344, в соответствии с которым АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" обязано уплатить 3 609 205 руб. 91 коп. таможенных платежей (в том числе 3 574 650 руб. 95 коп. налога на добавленную стоимость и 34 554 руб. 96 коп. пеней за период с 10.01.2017 по 07.02.2017).
Считая требование об уплате таможенных платежей от 07.02.2017 N 344 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований, согласились с выводом Таможни о пропуске АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" срока завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, в связи с чем признали требование об уплате таможенных платежей законным и обоснованным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно выясненным обстоятельствам, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из акта проверки документов и сведений после выпуска товаров от 30.01.2017 N 10216000/012/300117/А0017, акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 03.02.2017 N 10216000/030217/0000451 следует, что основанием выставления Обществу оспариваемого требования послужил вывод таможенного органа о незавершении декларантом таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения установленного срока переработки, в связи с чем у АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин. Данный вывод Таможни обусловлен тем, что на день истечения установленного срока переработки на таможенной территории товар под таможенную процедуру реэкспорта либо иную таможенную процедуру не помещен, заявление о продлении срока переработки по ДТ N 10216100/170516/0036279 не поступало.
Таможенная процедура переработки на таможенной территории регламентирована главой 34 ТК ТС.
Как предусмотрено в статье 239 ТК ТС, переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза. Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.
Помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 ТК ТС, а также возможности идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки. Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, в качестве документа, указанного в части первой настоящего подпункта, декларант вправе использовать таможенную декларацию (пункт 1 статьи 240 ТК ТС).
Согласно пункту 6 статьи 249 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию на ввозимые иностранные товары.
Поскольку целью помещения товара "литий-ионная аккумуляторная батарея" под таможенную процедуру переработки на таможенной территории являлся его ремонт, в качестве документа об условиях переработки товаров на таможенной территории использована ДТ N 10216100/170516/0036279.
В силу пункта 1 статьи 249 ТК ТС действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может быть завершено до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 250 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, прекращается у декларанта при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 243 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 2 статьи 250 ТК ТС).
Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается при незавершении таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 243 настоящего Кодекса, - день истечения срока переработки товаров (подпункт 3 пункта 3 статьи 250 ТК ТС).
Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (пункт 4 статьи 250 ТК ТС).
Таким образом, при помещении товара под таможенную процедуру переработки на таможенной территории Российской Федерации предоставляется льгота, предусмотренная статьей 239 ТК ТС в виде полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Условием применения такой льготы является предоставление документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза (в виде разрешения на переработку товаров на таможенной территории, либо в виде декларации о товаре с отметками таможенного органа). В случае незавершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 243 ТК ТС, возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
В силу пункта 1 статьи 243 ТК ТС срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 3 (три) года. Течение срока переработки товаров начинается со дня их помещения под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а при таможенном декларировании товаров отдельными партиями (несколькими партиями) - со дня помещения под эту таможенную процедуру первой партии товаров.
Порядок установления и продления срока переработки товаров на таможенной территории, определяется законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4 статьи 243 ТК ТС).
В соответствии со статьей 246 Закона N 311-ФЗ срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 243 Таможенного кодекса Таможенного союза, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории.
Суды установили, что в данном случае срок переработки товара на таможенной территории определен АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" и согласован таможенным органом - до 31.12.2016. Таким образом, как правильно указали суды, в силу пункта 6 статьи 5 ТК ТС последним днем срока переработки товара на таможенной территории являлось 09.01.2017.
В пункте 2 статьи 246 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров на таможенной территории, срок переработки товаров на таможенной территории может быть продлен в пределах срока, указанного в части 1 настоящей статьи. Аналогичное положение содержится и в пункте 3 статьи 243 ТК ТС.
Судебные инстанции пришли к выводу, что на день истечения установленного срока переработки на таможенной территории товар под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру не помещен, заявление о продлении срока переработки по ДТ N 10216100/170516/0036279 в Таможню не поступало. Следовательно, у Общества в связи с незавершением таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения установленного срока возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов и оспариваемое требование об уплате таможенных платежей выставлено правомерно.
Вместе с тем АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" в обоснование заявленных требований указало, что до истечения срока переработки товаров на таможенной территории декларант обратился в Таможню с заявлением от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 о продлении указанного срока. В данном заявлении Общество просило таможенный орган в связи с производственной необходимостью и переносом сроков поставки разрешить продлить срок вывоза товаров после ремонта до 30.06.2017, указав также, что письмо ФС ВТС о продлении лицензии N 13152051464 будет представлено в Таможню после его получения АО "Рособоронэкспорт" и передачи декларанту. Заявление АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 поступило в Таможню 09.12.2016, то есть до истечения установленного срока таможенной переработки товаров на таможенной территории.
Письмом от 22.12.2016 N 35-11/60631 таможенный орган уведомил Общество, что вопрос о возможности продления срока переработки товара на таможенной территории не может быть рассмотрен, поскольку заявление не содержит сведений о номере разрешения на переработку товаров на таможенной территории (N ДТ) и к нему не приложено письмо ФС ВТС о продлении лицензии на ввоз продукции военного назначения, либо обязательства о его предоставлении.
На основании письма Таможни от 22.12.2016 N 35-11/60631 суды сделали вывод о том, что Общество было своевременно уведомлено о том, что по его заявлению от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 не может быть принято решение о продлении срока переработки, однако каких-либо мер до истечения установленного срока переработки АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" предпринято не было.
Данные выводы судебных инстанций сделаны на основе неполно установленных обстоятельств и без учета подлежащих применению норм материального права, в связи с чем не могут быть признаны обоснованными.
Оставление таможенным органом заявления о продлении срока переработки товаров на таможенной территории без рассмотрения положениями статьи 243 ТК ТС и статьи 246 Закона N 311-ФЗ не предусмотрено.
Как установлено в пункте 3 статьи 246 Закона N 311-ФЗ, в случае отказа таможенного органа в продлении срока переработки товаров на таможенной территории таможенный орган уведомляет лицо, получившее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, об указанном отказе в письменной форме.
Судами не исследовано, когда письмо Таможни от 22.12.2016 N 35-11/60631 было получено Обществом и имел ли заявитель возможность до истечения установленного срока переработки товара на таможенной территории представить дополнительные документы.
Не дана судами оценка и доводам АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность декларанта при обращении с заявлением о продлении срока переработки товаров на таможенной территории представлять дополнительные документы.
Порядок продления срока переработки товаров на таможенной территории определен в приказе ФТС России от 14.03.2011 N 532, которым утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядок отзыва и порядок аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории (далее - Порядок N 532).
Согласно пункту 21 Порядка N 532 если лицо, получившее разрешение на переработку, не нарушая требований и условий, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом, не может завершить таможенную процедуру переработки на таможенной территории в определенный срок по причинам, не зависящим от него, первоначально определенный срок переработки товаров на таможенной территории может быть продлен по мотивированному обращению лица в пределах сроков, установленных статьей 243 Кодекса.
При продлении срока переработки товаров на таможенной территории контролирующая таможня регистрирует заявление лица, получившего разрешение на переработку, о продлении срока переработки товаров на таможенной территории в соответствии с установленным порядком делопроизводства. Указанное заявление контролирующая таможня рассматривает в сроки, установленные частью 3 статьи 246 Федерального закона (пункт 22 Порядка N 532).
Таким образом, требований о предоставлении помимо заявления о продлении срока переработки товаров на таможенной территории каких-либо дополнительных документов Порядок N 532, как и Закон N 311-ФЗ, не содержит.
Согласно пункту 3 статьи 246 Закона N 311-ФЗ таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки товаров на таможенной территории только в случае, если декларант не соблюдает требования и условия применения таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Отказ таможенного органа в продлении срока переработки товаров на таможенной территории должен быть обоснованным и мотивированным.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, оставляя заявление Общества от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 о продлении срока переработки товаров на таможенной территории без рассмотрения, таможенный орган на нарушение со стороны АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" требований и условий применения таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, не ссылается.
Нормативные положения, предусматривающие в качестве требований и условий применения таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории, представление непосредственно лицом, получившим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения, Таможней при рассмотрении дела не приведены и судами не установлены.
При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что выводы судебных инстанций о наличии у Таможни предусмотренных законом оснований для оставления заявления Общества от 01.12.2016 N 037-14-396-6262 о продлении срока переработки товаров на таможенной территории без рассмотрения сделаны без должного правового обоснования.
Судами первой и апелляционной инстанций не принят во внимание нормативно установленный порядок выдачи и продления лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения, а также субъектный состав участников правоотношений по лицензированию в названной сфере.
Лицензирование ввоза и вывоза продукции военного назначения отнесено к основным методам осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в области военно-технического сотрудничества (статья 5 Федерального закона от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
Положение о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения утверждено Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании настоящим Положением устанавливается порядок выдачи лицензий на ввоз в Российскую Федерацию, в том числе временный ввоз, и вывоз из Российской Федерации, в том числе временный вывоз, передача в аренду, финансовую аренду (лизинг), вывоз на переработку, продукции военного назначения, которые подлежат контролю и осуществляются по лицензиям. Лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения выдаются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству на основании принятых в установленном порядке решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения.
Лицензии оформляются на основании заявления на получение лицензии по форме согласно приложению N 2 и подписываются директором Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству или уполномоченным им лицом (пункт 2 Положения о лицензировании).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании лицензии выдаются только следующим российским организациям:
государственному посреднику - специализированной организации, созданной по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации;
Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", созданной Российской Федерацией на основании федерального закона;
организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения и управляющим компаниям интегрированных структур, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Оформленная лицензия выдается организации-заявителю в одном экземпляре и не подлежит передаче другим организациям (пункт 16 Положения о лицензировании).
В кассационной жалобе Общество указывает, что не является получателем спорной лицензии на ввоз продукции военного назначения N 13152051464, следовательно, не имело возможности повлиять на оперативное продление лицензии и представлении письма о таком продлении в таможенной орган.
Приведенные доводы АО "Концерн "МПО-Гидроприбор" оставлены судебными инстанциями без внимания и правовой оценки не получили несмотря на то, что из содержания лицензии N 13152051464 видно, что она выдана не Обществу, а ОАО "Рособоронэкспорт".
Согласно пункту 18 Положения о лицензировании продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются на основании мотивированного в письменной форме обращения организации-заявителя, представленного в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству не позднее чем за пять дней до истечения срока действия лицензии. Продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления указанного обращения, и оформляются в виде писем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству в организацию-заявитель и в таможенный орган Российской Федерации, в котором зарегистрирована лицензия. Указанные письма являются неотъемлемой частью лицензии.
Таким образом, с обращением о продлении лицензии на ввоз продукции военного назначения вправе обратиться только организация-заявитель.
Более того, из пункта 16 Положения о лицензировании следует, что оригинал лицензии представляется организацией-заявителем в таможенный орган Российской Федерации для постановки на контроль в порядке, установленном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу приведенного пункта 18 названного Положения письмо Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о продлении срока действия лицензии направляется в таможенный орган Российской Федерации, в котором зарегистрирована лицензия.
Таким образом, Положением о лицензировании предусмотрена как постановка лицензии на контроль в таможенном органе, так и направление лицензирующим органом письма о продлении срока действия лицензии непосредственно в таможенный орган Российской Федерации, в котором зарегистрирована лицензия.
В рассматриваемом случае из материалов дела видно, что лицензия на ввоз продукции военного назначения N 13152051464 имеет отметки о постановке на контроль.
Письмо ФСВТС от 28.11.2016 N 14/3-12991, как следует из его содержания, направлено лицензирующим органом в Московскую таможню и также имеет отметку о постановке на контроль.
Данные обстоятельства судами не исследованы, правовая оценка наличия у Таможни возможности получить сведения о продлении срока действия лицензии N 13152051464 в порядке ведомственного взаимодействия не дана.
Не учтено судами и то обстоятельство, что срок действия лицензии N 13152051464 продлен письмом ФС ВТС от 28.11.2016 N 14/3-12991, то есть как на момент обращения Общества в Таможню с заявлением от 01.12.2016 N 037-14-396-6262, так и на момент истечения установленного срока таможенной переработки товаров на таможенной территории (09.01.2017), продление срока действия на ввоз продукции военного назначения было оформлено в установленном порядке.
С учетом изложенного установление судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств по настоящему делу нельзя признать полным, а оценку доказательств нельзя признать основанной на полном и всестороннем исследовании представленных в дело документов.
В силу пунктов 1, 2 и 3 части 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда первой инстанции должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должно быть указаны, в том числе обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
В данном случае выводы судов не основаны на имеющихся в деле доказательствах и фактических обстоятельствах, что в силу статьи 71 АПК РФ недопустимо.
По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ).
На основании изложенного и в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью повторного, полного, всестороннего и объективного установления юридически значимых обстоятельств и доказательственных фактов, и принятия законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017 по делу N А56-16812/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.