г. Санкт-Петербург |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А56-41526/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Любченко И.С.,
судей Подвального И.О. и Савицкой И.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Тепловые Сети" Шалаевой Н.П. (доверенность от 29.01.2018 N 230),
рассмотрев 21.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловые Сети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-41526/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Тепловые Сети" (место нахождения: 187000, Ленинградская область, город Тосно, улица Боярова, дом 1, ОГРН 1054700602990, ИНН 4716024190; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964; далее - Комитет) от 24.05.2017 N 4-17 (ЭА).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (место нахождения: 193311, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1037843016628, ИНН 7825681674).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить. Податель жалобы утверждает, что осуществляет расчет платы за коммунальные услуги в соответствии с нормами действующего законодательства, и полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, а потому части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании распоряжения первого заместителя председателя Комитета от 20.04.2017 N 4-17 (ЭА) с целью рассмотрения обращений граждан проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом, осуществляющим управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, поселок Форносово, переулок Комсомольский, дом 6, требований жилищного законодательства к определению размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте от 24.05.2017 N 4-17(ЭА) нарушение Обществом положений подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и пункта 42 (1) Правил N 354, выразившееся в увеличении действительного расхода тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.
Об устранении в срок до 01.09.2017 выявленных нарушений Комитет выдал Обществу предписание от 24.05.2017 N 4-17 (ЭА), в соответствии с которым последнему надлежит произвести перерасчет корректировки размера платы за отопление за период с января по декабрь 2016 года собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, исключив из расчета объем тепловых потерь, израсходованных на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению за указанный период; отразить в платежных документах по оплате за жилищно-коммунальные услуги размер перерасчета за коммунальную услугу по отоплению и проинформировать собственников и нанимателей жилых помещений о причинах произведенного перерасчета.
Общество оспорило предписание Комитета в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у административного органа правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До 01.07.2016 порядок определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, был установлен подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307, согласно которому при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к данным Правилам.
С 01.07.2016 такой порядок установлен в пункте 42 (1) Правил N 354.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункт 4 Правил N 354 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь приведенными нормативными положениями жилищного законодательства, пришли к выводу о законности оспариваемого предписания, его соответствии требованиям правовых норм, регулирующим указанные правоотношения, и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая такое решение, суды установили, что спорный многоквартирный дом подключен по закрытой системе теплоснабжения к сетям энергоснабжающей организации, оборудован узлами учета тепловой энергии, которые фиксируют общий объем потребляемой тепловой энергии и затраченной на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По информации, предоставленной Обществом, многоквартирный дом оборудован полотенцесушителями, через которые циркулирует горячая вода в системе горячего водоснабжения. Оплата услуги по отоплению производится равномерно в течение календарного года с корректировкой один раз в год.
Суды также установили, что в период с января по декабрь 2016 года заявитель расчетным путем определял объем тепловой энергии, затраченной на горячее водоснабжение. Остаток тепловой энергии (тепловые потери в системе горячего водоснабжения) суммировался с объемом потребления тепловой энергии на отопление как в отопительный, так и в межотопительный период. Тем самым Общество увеличивало действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.
Как правомерно указали суды, нормами, регулирующими правоотношения в установленной сфере, не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (стояках, полотенцесушителях), в качестве платы за отопление.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно согласились с административным органом о нарушении Обществом положений Правил N 307 и Правил N 354 при расчете размера платы за спорную коммунальную услугу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А56-41526/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.