г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А56-43072/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Ломакина С.А., Матлиной Е.О.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Ивановой Н.С. (доверенность от 01.001.2018 N 257-2018), Минина С.П. (доверенность от 01.01.2018 N 258-2018), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" Слепченок В.О. (доверенность от 17.11.2017),
рассмотрев 29.03.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2017 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2017 (судьи Сотов И.В., Казарян К.Г, Черемошкина В.В.) по делу N А56-43072/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая ул., д. 6, лит. Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, улица Зои Космодемьянской, дом 13, литера "А", ОГРН 1089847141218, ИНН 7805458533 (далее - Общество), о взыскании 8 474 689 руб. 77 коп. задолженности за тепловую энергию, потребленную в январе - декабре 2016 года.
Решением суда от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2017, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что Компания неправомерно определила объем поставленного ресурса на основании показаний общедомовых приборов учета без учета нормативного расхода тепловой энергии на подогрев воды. Податель жалобы не согласен с произведенным Компанией расчетом количества тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение, указывая, что при расчетах с ресурсоснабжающей организацией следует применять тариф в рублях за кубический метр, установленный распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 27.11.2015 N 377-р, который Общество применяло при расчете с жильцами спорных многоквартирных домов. Податель жалобы также не согласен с суммой 862 410 руб. 20 коп., составляющую стоимость тепловых потерь в сетях, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку обстоятельства установления границы балансовой принадлежности по сетям теплоснабжения судами не выяснялись. Кроме того, податель жалобы считает, что Компания завысила объем тепловой энергии на сумму 496 910 руб. 01 коп., так как объем ресурса при непредоставлении показаний общедомового прибора учета следует определять исходя из среднемесячного объема потребленного ресурса за предыдущий период, но не более чем в течение трех расчетных периодов подряд, а не за весь заявленный период.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Компании возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.08.2008 заключили договор теплоснабжения в горячей воде N 9402 (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресам, указанным в приложении, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую энергию в соответствии с условиями Договора.
В силу пункта 2.1 дополнительного соглашения от 01.08.2011 к Договору (об определении количества тепловой энергии и порядке расчетов) абонент производит платежи в счет оплаты за тепловую энергию, потребленную за каждый расчетный месяц, ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий Договора Компания в январе - декабре 2016 года поставила Обществу тепловую энергию.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате потребленной тепловой энергии, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций, признав иск обоснованным по праву и размеру, удовлетворили его.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По положениям пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжением Комитета от 27.11.2015 N 364-р Компании установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2016 - 2018 годы. В приложении N 5 к этому распоряжению (строка 3) на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения для населения, на первое полугодие 2016 года установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал, а на второе полугодие 2016 года - 1621,95 руб./Гкал.
Таким образом, Компании для населения на 2016 год был установлен однокомпонентный тариф, который включал в себя стоимость теплоносителя.
Одновременно распоряжением Комитета от 27.11.2015 N 377-р для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на первое полугодие 2016 года установлен тариф на тепловую энергию в размере 1541,78 руб./Гкал (пункт 1.2), а на второе полугодие 2016 года - 1621,95 руб./Гкал (пункт 2.2)
Этими же распоряжениями Комитета на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на первое полугодие 2016 года, установлен тариф в размере 92,51 руб. /куб.м (пункт 1.3), на второе полугодие 2016 года - 97,32 руб./куб.м. (пункт 2.3).
Установленные в спорных домах Общества приборы учета фиксируют как суммарное количество потребленной горячей воды в куб. м, так и количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, фактически потребленной абонентом (определяется в Гкал как дельта между качественными характеристиками теплоносителя на вводе в дом и на обратном трубопроводе).
Между сторонами не имеется спора относительно объема поставленной горячей воды в куб. м и поставленной тепловой энергии на горячее водоснабжение в Гкал.
Спор возник в связи с тем, что Компания выставляет Обществу счета, в которых предъявляет к оплате ресурс исходя из количества потребленных Гкал, а Общество получает с населения плату за куб. м горячей воды.
Объем горячей воды в куб. м по соответствующему тарифу стоит меньше, чем зафиксированный прибором учета объем тепловой энергии в Гкал, поставленный на нужды горячего водоснабжения. Это может быть связано с циркуляцией горячей воды, что приводит к тепловым потерям, а также с тем, что часть тепловых потерь может приходиться на проектные "полотенцесушители". То есть в этом случае расход тепловой энергии превышает среднее расчетное количество (0,06 Гкал/куб. м), необходимое для приготовления одного куб. м горячей воды (информационное письмо Комитета от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0).
По мнению ответчика, он не должен оплачивать образовавшуюся разницу. Общество полагает, что должно оплатить горячую воду исходя из показаний общедомовых приборов учета, фиксирующих расход воды в куб. м и по тарифу 92,51 руб. /куб. м и 97,32 руб./куб.м соответственно за первое и второе полугодие 2016 года. В связи с этим просит в удовлетворении части требований отказать.
Кассационная инстанция считает, что доводы Общества являются обоснованными.
В пункте 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлении Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Согласно пункту 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в редакции, относящейся к спорному периоду), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному Комитетом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно пришли к выводу о соответствии расчета истца требованиям действующих нормативных актов. В связи с этим решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, проверить представленный ответчиком расчет, предложить истцу представить возражения, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.2017 по делу N А56-43072/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.