г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2018 г. |
Дело N А26-9973/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Алешкевича О.А., Любченко И.С.,
при участии от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Довнарович М.Н. (доверенность 22.01.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Карелия Лес" Туракая Г.В. (доверенность от 01.06.2017 N 49),
рассмотрев 04.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелия Лес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2017 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 (судьи Кашина Т.А., Колосова Ж.В., Полубехина Н.С.) по делу N А26-9973/2016,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (в настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия), место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о солидарном взыскании с публичного акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 2/24, ОГРН 1021000513984, ИНН 1001001390 (далее - Компания), и с общества с ограниченной ответственностью "Карелия Лес", место нахождения: 185005, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 1 а, ОГРН 1141001007795, ИНН 1001285086 (далее - ООО "Карелия Лес"), 385 837 руб. 65 коп. ущерба, причиненного лесному хозяйству.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карелия Палп", место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 64, литера В, помещение 30 Н, ОГРН 1117847586581, ИНН 7816527605 (далее - ООО "Карелия Палп").
Решением суда первой инстанции от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.11.2017, с ООО "Карелия Лес" в пользу Министерства взыскано 385 837 руб. 65 коп. ущерба, причиненного лесам; в удовлетворении иска к Компании отказано.
В кассационной жалобе ООО "Карелия Лес", ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить. Податель жалобы утверждает, что в нарушение статей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Министерство не доказало размер заявленных требований - в материалах дела отсутствуют сведения о примененных лесничеством средствах измерений в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству, а жалобу - без удовлетворения.
Компания в отзыве на кассационную жалобу поддержала позицию подателя жалобы.
В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ определением суда от 21.03.2018 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 04.04.2018 в связи с болезнью судьи-докладчика.
В судебном заседании представитель ООО "Карелия Лес" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства отклонил их.
Компания, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Компания (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 03.12.2008 N 20-з, в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 499 090 га с кадастровым номером 10:00:00 00 00:037, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пудожский район, ГКУ РК "Пудожское центральное лесничество" (пункты 1.1 и 1.2).
Согласно пункту 1.4 договора аренды участок передан арендатору для использования в целях заготовки древесины.
Пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с лесной декларацией, заполнение и подача которой производятся согласно действующему законодательству (пункт 3.4 договора аренды).
Договор аренды от 30.12.2008 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Компания представила в Министерство лесную декларацию от 30.01.2015 N 32 об использовании для заготовки древесины в период с 09.02.2015 по 08.02.2016 предоставленного по договору аренды лесного участка (в квартале 19, выдел 9, Пудожского участкового лесничества).
Компания (заказчик) и ООО "Карелия Палп" (подрядчик) заключили договор подряда от 11.02.2015 N КЛП 12-02-2015/08, по условиям которого подрядчик обязался своими силами и средствами выполнить комплекс работ на лесных участках заказчика в ГУК РК "Пудожское центральное лесничество", а заказчик - принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора подряда).
ООО "Карелия Палп" (подрядчик) и ООО "Карелия Лес" (субподрядчик) заключили договор субподряда от 11.02.2015 N 11/02/2015, в соответствии с которым субподрядчик обязался своими силами и средствами выполнить комплекс работ на лесных участках Компании в ГКУ РК "Пудожское центральное лесничество", а подрядчик - принять и оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора субподряда).
Комплекс работ включает подготовку лесосеки для заготовки древесины, заготовку круглых несортированных лесоматериалов (в том числе отвод и таксацию лесосек, валку, обрезку сучьев, раскряжевку, трелевку, складирование лесоматериалов на отведенных погрузочных площадках в соответствии с технологической картой), очистку мест рубок от порубочных остатков, подготовку лесосек, законченных рубкой, к осмотру мест рубок, строительство лесовозных дорог (пункты 1.2 договора подряда и договора субподряда).
Должностными лицами Пудожского участкового лесничества ГКУ РК "Пудожское центральное лесничество" при осмотре мест рубок в квартале 19, выдел 9, делянка 2 Пудожского участкового лесничества выявлено и зафиксировано в акте осмотра от 16.05.2016 устройство объекта лесной инфраструктуры - лесной дороги (в квартале 19, выдел 12) без разрешительных документов, в результате которого произведена незаконная рубка деревьев.
Лесничим Пудожского участкового лесничества ГКУ РК "Пудожское центральное лесничество" 20.06.2016 по факту выявленного лесонарушения составлены протокол, ведомость перечета при отводе лесосек, ведомости материально-денежной оценки незаконной рубки, схема выявленной незаконной рубки.
Размер ущерба, причиненного лесам, определен в сумме 385 837 руб. 65 коп.
Министерство направило в адрес Компании претензию от 07.07.2016 N 1797 с предложением уплатить сумму ущерба в добровольном порядке, которая оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с иском о солидарном взыскании с Компании (арендатора) и ООО "Карелия Лес" (субподрядчика) ущерба, причиненного лесным насаждениям.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и констатировали наличие правовых и фактических оснований для удовлетворения иска в отношении ООО "Карелия Лес" (субподрядчика), непосредственно производившего рубку лесных насаждений. В иске к Компании (арендатору) суды отказали, установив отсутствие оснований для применения деликтной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В соответствии с нормами статьи 1064 ГК РФ и статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", толкование которых содержится в пункте 35 Постановления N 21, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
Согласно пункту 16 Постановления N 21 незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Суды двух инстанций, руководствуясь приведенными нормативными положениями, Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, действующими в период спорных правоотношений, исследовали и оценили по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (лесную декларацию, протокол о лесонарушении, ведомость перечета при отводе лесосек, ведомости материально-денежной оценки незаконной рубки, схему выявленной незаконной рубки, договор аренды, договор подряда, договор субподряда, материалы уголовного дела N 142016100185, возбужденного следственным отделением отдела МВД России по Пудожскому району Министерства внутренних дел по Республике Карелия), сочли доказанными условия привлечения к деликтной ответственности Общества, непосредственно осуществлявшего рубку лесных насаждений при отсутствии разрешительных документов.
Суды двух инстанций установили, что в спорный период заготовку древесины осуществляло Общество на основании договора субподряда.
Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4515/10, суды правомерно указали на отсутствие оснований для возложения ответственности на Компанию (арендатора участка) ввиду отсутствия ее противоправного поведения.
Суды двух инстанций установили, что лесная дорога, устройство которой повлекло незаконную рубку, размещена в выделе 12 квартала 19 Пудожского участкового лесничества (от точки 5 на схеме технологической карты). В лесной декларации от 30.01.2015 N 32 о создании объектов лесной инфраструктуры и объеме вырубаемой древесины на участке, предназначенном для строительства лесной дороги, арендатор не заявил; лесная дорога на данном участке в технологической карте не указана.
Судебные инстанции установили, что размер ущерба рассчитан Министерством на основании пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и не оспорен ответчиками.
Довод подателя жалобы о недоказанности Министерством размера ущерба обоснованно отклонен судами ввиду того, что он определен исходя из количества срубленных деревьев, сведения о которых отражены в ведомости перечета от 20.06.2016. Доказательств, опровергающих сведения, указанные в ведомости перечета, равно как и расчет ущерба, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и апелляционного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 по делу N А26-9973/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелия Лес" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 Постановления N 21 незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства. Рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
...
Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 4515/10, суды правомерно указали на отсутствие оснований для возложения ответственности на Компанию (арендатора участка) ввиду отсутствия ее противоправного поведения.
...
Судебные инстанции установили, что размер ущерба рассчитан Министерством на основании пункта 1 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и не оспорен ответчиками."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2018 г. N Ф07-16326/17 по делу N А26-9973/2016