г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А52-3372/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Пастуховой М.В.,
судей Матлиной Е.О., Судас Н.Е.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Муканмевой Т.И. (доверенность от 23.06.2017 N 212/1/142),
рассмотрев 02.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.08.2017 (судья Судакова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.,) по делу N А52-3372/2016,
установил:
акционерное общество "Военно-мемориальная компания", место нахождения: 107031, Москва, улица Большая Лубянка, дом 11а, строение 1, ИНН 7702185362, ОГРН 1027700186150 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Псковской области", место нахождения: 180006, город Псков, улица Первомайская, дом 38, ИНН 6027027057, ОГРН 1036000322269 (далее - Учреждение, ответчик), о взыскании 24 005 руб. расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны.
Определением от 05.12.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Определением от 13.02.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 25.04.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Данченко Антон Владимирович.
Решением суда первой инстанции от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2017, с Министерства в пользу Компании взыскано 24 005 руб. расходов на изготовление и установку надгробного памятника. В удовлетворении исковых требованиях к Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку истец не доказал факт постоянного проживания участника Великой Отечественной войны Макеева Михаила Дмитриевича на территории Российской Федерации до дня его смерти согласно пункту 34 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - Порядок).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Компания, Учреждение и Данченко А.В. надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания и Данченко А.В. заключили договор от 28.03.2013 N 251244МО на оказание услуг по изготовлению памятника умершему 06.03.2013 участнику Великой Отечественной войны Макееву М.Д., стоимость которого составила 24 005 руб.
Факт оказания услуг подтвержден актом сдачи-приемки работ по изготовлению памятника от 27.09.2015.
Данченко А.В. произвел самовывоз надгробного памятника для установки на месте захоронения, находящегося на кладбище "Виторжье", расположенного в Полоцком районе Фариновского с/с к югу от Придорожной улицы города Новополоцка Республики Беларусь.
Компания 17.04.2014 направила Учреждению требование о возмещении расходов по изготовлению надгробного памятника.
Учреждение отказалось оплатить оказанные Компанией услуги, сославшись на то, что представленные истцом документы в отношении Макеева М.Д. не соответствуют требованиям пункта 34 Порядка.
Ссылаясь на невыполнение ответчиками обязанности по компенсации понесенных Компанией расходов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды пришли к выводу о том, что требования истца о взыскании с Министерства 24 005 руб. расходов по изготовлению и установке памятнику участнику Великой Отечественной войны законны, обоснованы и подтверждены надлежащими доказательствами.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и другим указанным в статье лицам, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что оплата расходов на погребение (в том числе на изготовление и установку надгробия) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, производится за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
Статьей 5 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Согласно статье 6 этого же закона в случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Компания, принявшая на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных ею расходов.
На основании пункта 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотографию или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить уполномоченным лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим лицам перечисленных категорий.
Суды установили, что о наличии понесенных Компанией расходов свидетельствуют договор-квитанция от 28.03.2013 серии АА N 251244МО на оказание услуг по изготовлению памятника; акт сдачи-приемки работ по изготовлению памятника от 27.09.2013; свидетельство о смерти Макеева М.Д. N 0410736, выданное 07.03.2013 отделом загса Новополоцкого горисполкома; справка от 26.03.2013 N 01-15/226 о месте захоронения Макеева М.Д. на кладбище "Виторжье", расположенного в Полоцком районе Фариновского с/с к югу от улице Придорожная города Новополоцка 07.03.2013; справка отдела военного комиссариата Псковской области по Невельскому, Пустошкинскому и Усвятскому районам от 04.04.2013 N 102 о том, что Макеев М.Д. проходил действительную военную службу в годы Великой Отечественной войны; удостоверение участника войны серии Г N 922748.
По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали основания для удовлетворения иска, поскольку истец не доказал факт постоянного проживания участника Великой Отечественной войны Макеева Михаила Дмитриевича на территории Российской Федерации до дня его смерти согласно пункту 34 Порядка.
Пунктом 34 Порядка предусмотрено, что оплата ритуальных услуг, услуг по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, указанным в пункте 2 указанного Порядка, захороненным за пределами Российской Федерации, но постоянно проживавшим на ее территории до дня смерти (гибели), производится центральным органом военного управления, уполномоченным в области финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
На основании пунктов 2, 13 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также является юридическим лицом, имеет смету, печати, штампы и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу, что обязанность по оплате услуг по изготовлению и установке надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны, захороненным за пределами Российской Федерации, возложена на Министерство. Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами по делу, что участник Великой Отечественной войны Макеев М.Д. захоронен за пределами Российской Федерации, соответственно надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство.
В подтверждение факта постоянного проживания Макеева М.Д. на территории Российской Федерации до дня смерти Компания представила в материалы дела справку администрации сельского поселения "Усть-Долысская волость" от 13.08.2014, справку Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невельском районе Псковской области от 28.03.2013 N 17 (том дела 1, листы 22-23).
Ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания Макеева М.Д. на территории Российской Федерации, Министерство указанную информацию не оспорило, доказательств, свидетельствующих об ином месте проживания, не представило.
Согласно статье 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников союзного государства (заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Доказательств регистрации Макеева М.Д. по месту пребывания в компетентных органах Республики Беларусь Министерство в материалы дела не представило.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у судов не имелось.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального или процессуального права, которые могли привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.08.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А52-3372/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.О Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.