г. Санкт-Петербург |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А56-57897/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Подвального И.О.,
судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТРЭЛ" Ананьевой Н.Ю. (доверенность от 18.08.2017),
рассмотрев 09.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТРЭЛ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2017 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-57897/2017,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 6, лит. А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТРЭЛ" (место нахождения: 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 120, лит. Б., оф. 407, ОГРН 1107847389540, ИНН 7838452103; далее - общество, ООО "ЮНИТРЭЛ") к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2017, заявление управления удовлетворено; общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения. Суд также решил алкогольную и спиртосодержащую продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия от 03.03.2017 N 08-62, возвратить Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД) для принятия решения в рамках материалов КУСП.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности. Общество настаивает на отсутствии обязанности по получении лицензии, поскольку осуществляло хранение алкогольной продукции в рамках уголовного дела по договору с ГУ МВД. При этом общество, указывая на обстоятельства дела, считает возможным в рассматриваемом случае совершенное правонарушение признать малозначительным и освободить его от административной ответственности применительно к статье 2.9 КоАП.
В отзыве на жалобу управление просит оставить ее без удовлетворения.
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в управление поступило письмо военной прокуратуры воинской части N 77932 от 01.03.2017 N 941 о проведении проверочных мероприятий на территории г. Кронштадта.
При проведении осмотра установлено, что по адресу: Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Цитадельная ул., 2, на охраняемой территории, обнесенной забором и оборудованной проходной с металлическими воротами, находятся сооружения ангарного типа; по означенному адресу (бокс N 4) ООО "ЮНИТРЭЛ" осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
По итогам осмотра управлением 03.03.2017 вынесено определение N 08-62 о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Согласно сведениям государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по указанному выше адресу сведения о действующих лицензиях отсутствуют.
Алкогольная и спиртосодержащая продукция изъята на основании протокола от 03.03.2017 N 08-62.
По факту выявленного правонарушения 12.07.2017 управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ управление направило в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения общества к административной ответственности согласно указанной квалификации.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили полномочия управления, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных управлением событии и составе вмененного обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений (в рамках административной процедуры), а равно не нашли оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 205, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 205, 206 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 14.17 КоАП РФ противоправным признается производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии; санкция этой нормы в отношении юридических лиц предусматривает административный штраф с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объективные признаки вменяемого обществу правонарушения правильно определены судами ввиду требований статей 1, 2, 16, 18, 19, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
С учетом обстоятельств дела суды также приняли во внимание Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 (далее - Правила).
Правила вступили в силу с 13.10.2015.
В соответствии с пунктом 2 Правил вывоз и хранение продукции и (или) предметов осуществляются организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организация). Информация об организации (наименование, почтовый адрес, телефон, факс) размещается на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченный орган или должностное лицо, по решению которых произведено изъятие продукции и (или) предметов в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - уполномоченный орган), в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня их изъятия, направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции и (или) предметов (далее - территориальный орган), уведомление о готовности к передаче продукции и (или) предметов на хранение, в котором указываются местонахождение, вид и количество (объем) продукции и (или) предметов (пункт 3 Правил).
Как указано в пункте 8 Правил, продукция и (или) предметы до передачи организации либо направления уголовного дела или дела об административном правонарушении в суд (судье) хранятся в местах, определенных уполномоченным органом, который принимает меры для обеспечения их сохранности.
Хранение продукции и (или) предметов вне мест их изъятия осуществляется организацией в выделенной зоне (здание, строение, сооружение, принадлежащие организации на праве собственности или на ином законном основании) (пункт 9 Правил).
Оценив требования Правил, суды обоснованно сочли, что в целях последовательной реализации Закона N 171-ФЗ на подзаконном уровне установлен специальный порядок вывоза и хранения вне мест изъятия уполномоченными органами изъятых из нелегального оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом Законом N 171-ФЗ не предусмотрено особых (отдельных) требований к хранению алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятой из незаконного оборота, а также к порядку получения лицензии на хранение такой продукции.
Суды констатировали факт оборота алкогольной продукции обществом без соответствующей лицензии; этот факт подтверждается материалами дела и указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Вина общества установлена судами в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ); в деле нет доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований публичного правопорядка.
Следовательно, в действиях общества усматривается состав вмененного административного правонарушения.
Административное наказание, назначенное обществу как субъекту малого и среднего предпринимательства (микропредприятию), отвечает требованиям статей 3.1, 3.4, 4.1, 4.1.1, 4.5 КоАП РФ и согласуется с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды мотивированно исключили возможность применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность административного правонарушения).
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.10.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А56-57897/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИТРЭЛ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.