г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2018 г. |
Дело N А56-17675/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2018.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2018.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Боголюбовой Е.В.,
судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис СПб" Рыбак Я.Н. (доверенность от 19.02.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Фортис" Рыбак Я.Н. (доверенность от 27.11.2017), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Молодницкой Е.А. (доверенность от 13.12.2017),
рассмотрев 10.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис СПб" и общества с ограниченной ответственностью "Фортис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2017 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-17675/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фортис", место нахождения: 191119, Санкт- Петербург, Лиговский пр., д. 111-113-115, лит. В, пом. 32-Н, ОГРН 1077847429703, ИНН 7841362756 (далее - ООО "Фортис"), и обществу с ограниченной ответственностью "Транскомсервис СПб", место нахождения: 191119, Санкт- Петербург, Лиговский пр., д. 111-113-115, лит. В, пом. 32-Н, ОГРН 1047855051650, ИНН 7839302326 (далее - ООО "Транскомсервис СПб"), о взыскании солидарно 1 576 620 руб. штрафа за превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений в железнодорожной накладной.
Решением от 11.09.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Фортис" и ООО "Транскомсервис СПб", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просят судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателей жалобы, размер штрафа за превышение грузоподъемности вагона следовало исчислять исходя из размера провозной платы за вес груза, превышающий грузоподъемность вагона, а не за фактически перевозимый вес груза. Кроме того, общества не согласны с отказом судов в снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Транскомсервис СПб" и ООО "Фортис" поддержал доводы жалобы, а представитель ОАО "РЖД" против ее удовлетворения возражал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.08.2016 ООО "Фортис" по железнодорожной накладной N ЭФ797094 был предъявлен, а ОАО "РЖД" принят к перевозке в вагоне N 80004450 груз - "крупа, не поименованная в алфавите", код ЕТСНГ 503107; груз упакован в коробки, 3625 мест, общий вес 58 000 кг.
Названный груз следовал со станции Санкт-Петербург-Сортировочный- Московский Октябрьской железной дороги до станции Новокузнецк-Сортировочный Западно-Сибирской железной дороги за исправными запорно-пломбирующими устройствами "Спрут 777-м" N М4655253 РЖД и Х7727645 (далее - ЗПУ).
На основании пунктов 2.17 и 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2009 N 39, представитель грузоотправителя менеджер Иванов О.Н. расписался за правильность внесенных в железнодорожную накладную данных, о чем проставлена соответствующая отметка в накладной
За перевозку внесена провозная плата в размере 78 831 руб. (без НДС).
На станции Алтайская Западно-Сибирской железной дороги при осуществлении 19.08.2016 контрольного взвешивания вагона было установлено несоответствие фактической массы груза, сведениям о массе груза, внесенным грузоотправителем в перевозочные документы, о чем составлен коммерческий акт N ЗСБ 1601650/31.
Согласно коммерческому акту и акту общей формы от 19.08.2016 N 2/171 при взвешивании в движении на 200-тонных тензометрических весах "ВЕСТА-СД" оказалось, что общий вес груза брутто 94 450 кг, тара с бруса 32 200 кг, нетто 62 250 кг, было установлено превышение массы груза над грузоподъемностью вагона.
Фактическая масса груза в вагоне превысила массу, указанную в транспортной железнодорожной накладной на 2974 кг., грузоподъемность вагона на 974 кг
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
ОАО "РЖД", ООО "Транскомсервис СПб" и ООО "Фортис" заключли договор от 15.12.2015 N 15/16 о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов по подаче и уборке вагонов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути необщего пользования, согласно абзацу четвертому пункта 9 которого в случае уклонения стороны по настоящему договору от внесения перевозчику предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Гражданским кодексом Российской Федерации, Тарифными руководствами платежей, штрафов, сборов, иных сумм согласно статьям 62, 94, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104 Устава перевозчик вправе произвести взыскание солидарно.
Поскольку направленные в адрес ООО "Фортис" и ООО "Транскомсервис СПб" претензии об уплате штрафов, начисленного на основании статей 98 и 102 Устава, остались без удовлетворения, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Статьей 102 Устава установлено, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 28.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, в соответствии со статьей 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Судами на основании материалов дела установлено, что фактическая масса груза превысила грузоподъемность вагона, соответственно, груз подлежал перевозке в двух вагонах; плата за перевозку фактически перевезенного груза в двух вагонах на расстояние 4039 км со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Октябрьской железной дороги до станции Новокузнецк-Сортировочный Западно-Сибирской железной дороги составляет 157 662 руб. (без НДС).
Таким образом, за допущенное грузоотправителем искажение сведений о грузе, внесенных в транспортную железнодорожную накладную, повлекшее снижение стоимости перевозки груза, в соответствии со статьей 98 Устава подлежит уплате штраф в размере увеличенной в пять раз провозной платы, что составляет 788 310 руб. Такой же штраф подлежит уплате в соответствии со статьей 102 Устава. Всего сумма начисленных штрафов составила 1 576 620 руб.
Как правильно отмечено судами двух инстанций, перегруз вагона сверх его грузоподъемности может служить причиной возникновения технических неисправностей вагона, преждевременного износа подвижного состава, сверхнормативных нагрузок на инфраструктуру железнодорожного транспорта и, как следствие, причиной возможного возникновения аварий и крушений.
Установление на законодательном уровне санкций в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы груза обусловлено серьезным характером возможных последствий и направлено на предотвращение подобных ситуаций со стороны отправителей.
Суды, не установив оснований для уменьшения размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, удовлетворили исковые требования в полном объеме.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце третьем пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 ГК РФ, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 ГК РФ (пункт 2 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку названные обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют, довод кассационной жалобы о неправомерном отказе судов в снижении размера неустойки отклоняется судом кассационной инстанции.
Иных доводов жалоба не содержит.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2018 по делу N А56-17675/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис СПб" и общества с ограниченной ответственностью "Фортис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ОАО "РЖД", ООО "Транскомсервис СПб" и ООО "Фортис" заключли договор от 15.12.2015 N 15/16 о взаимодействии, взаимной ответственности сторон и порядке расчетов по подаче и уборке вагонов, плате за пользование вагонами на железнодорожном пути необщего пользования, согласно абзацу четвертому пункта 9 которого в случае уклонения стороны по настоящему договору от внесения перевозчику предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Гражданским кодексом Российской Федерации, Тарифными руководствами платежей, штрафов, сборов, иных сумм согласно статьям 62, 94, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104 Устава перевозчик вправе произвести взыскание солидарно.
...
Согласно пункту 28.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, в соответствии со статьей 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
...
Суды, не установив оснований для уменьшения размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, удовлетворили исковые требования в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 апреля 2018 г. N Ф07-3547/18 по делу N А56-17675/2017