г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А42-4334/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета по тарифному регулированию Мурманской области Иванкова Р.С. (доверенность от 15.01.2018 N 3),
рассмотрев 11.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2017 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А42-4334/2017,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив - рыболовецкий колхоз "Всходы коммунизма", место нахождения: 184712, Мурманская область, Терский район, село Варзуга, ИНН 5111000421, ОГРН 1025100538044 (далее - Колхоз), обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска с заявлением об отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, проспект Ленина, дом 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403 (далее - Комитет, административный орган), от 04.05.2017 N 11 о привлечении Колхоза к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 183 960 руб. штрафа за завышение розничной цены на твердое топливо - дрова-коротье.
Указанное заявление (жалоба) определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 31.05.2017 передано для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Мурманской области.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2017, заявление удовлетворено; постановление Комитета признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм процессуального права, просит решение от 24.08.2017 и постановление от 05.12.2017 отменить и вынести по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, осуществлено должностным лицом Комитета в пределах его компетенции и в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Колхоз извещен о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается в его отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Комитетом в отношении Колхоза определением от 22.03.2017 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с отпуском населению твердого топлива (дрова-коротье) по завышенным ценам.
В ходе административного расследования Комитетом установлены нарушения Колхозом порядка ценообразования вследствие завышения регулируемых государством цен в период с 01.07.2016 по 27.04.2017 на отпускаемые населению дрова.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Колхоза протокола от 27.04.2017 N 11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление от 04.05.2017 N 11 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде 183 960 руб. административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Колхоз обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о несоответствии закону оспариваемого постановления Комитета.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, куда, помимо прочих, отнесены топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, под коммунальными ресурсами понимается, в числе прочих, твердое топливо при наличии печного отопления, используемое для предоставления коммунальных услуг и потребляемое при содержании общего имущества в многоквартирном доме. При этом в силу пункта 78 названных Правил размер платы за твердое топливо рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из количества (объема или веса) твердого топлива.
В соответствии с приведенными нормами пунктом 2 постановления Правительства Мурманской области от 23.11.2016 N 444-ПП "Об утверждении предельно максимальных розничных цен на твердое топливо (дрова, уголь)" (далее - Постановление N 444-ПП) утверждена предельно максимальная розничная цена на твердое топливо (дрова-коротье), реализуемое населению на территории муниципального образования Терский район, в размере 760 рублей за 1 складо кубометр.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2.2.2.7 Положения о Комитете по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 N 265-ПП, Комитет в области государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые и (или) реализуемые на территории Мурманской области, устанавливает цены (тарифы) и (или) плату на (за) топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
Применительно к настоящему делу суды двух инстанций, руководствуясь приведенными нормативными положениями, с учетом имеющихся в деле доказательств (договоров купли-продажи дров для собственных нужд физических лиц, накладных, актов универсального платежного документа), установили факт нарушения Колхозом законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в этой связи и сочли доказанными административным органом событие и состав вменяемого Колхозу правонарушения.
Судами установлено, что заявителем в проверяемый период с 01.07.2016 применялись самостоятельно установленные цены при поставке дров для населения села Варзуга (в размере 1 620 руб. и 1 680 руб. за куб. м), что свидетельствует о завышении нормативно установленной цены на указанный коммунальный ресурс; цены, использованные при расчетах за твердое топливо между Колхозом и населением села Варзуга Терского района в проверенный период, не соответствуют розничной цене за поставленные дрова, установленной Постановлением N 444-ПП для населения муниципального образования Терский район (760 рублям за 1 складо кубометр); за установлением тарифа (цены) Колхоз в Комитет не обращался.
Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое постановление Комитета незаконным, исходили из того, что упомянутое дело о привлечении к административной ответственности не отнесено к компетенции административного органа и подлежало передаче на рассмотрение в районный суд, поскольку производство по делу проводилось в форме административного расследования.
Делая такой вывод, суды сослались на положения абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, в силу которого дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
По мнению суда кассационной инстанции, данный вывод нельзя признать верным.
Из толкования положений абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ следует, что названная норма применяется с учетом положений частей 1 и 2 данной статьи.
В свою очередь, по смыслу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующих административных органов, а именно, рассмотрение названных дел осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в суд, или судом, если ему соответствующие дела административными органами переданы.
Положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, устанавливает правила подсудности дел, переданных административными органами в суд.
В рассматриваемом случае административный орган, в силу статьи 23.51 КоАП РФ, обладает самостоятельными дискреционными полномочиями на привлечение заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Полномочием на передачу дела на рассмотрение в суд административный орган не воспользовался.
Ввиду изложенного кассационная инстанция полагает, что у судов отсутствовали правовые и фактические основания для удовлетворения заявления и признания незаконным постановления Комитета.
Учитывая, что при рассмотрении данного спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами были неправильно применены нормы права, кассационная инстанция отменяет обжалованные решение и постановление и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 287 АПК РФ считает возможным принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017 по делу N А42-4334/2017 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 04.05.2017 N 11, принятого Комитетом по тарифному регулированию Мурманской области в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива - рыболовецкий колхоз "Всходы коммунизма", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100538044, находящегося по адресу: 184712, Мурманская область, Терский район, с. Варзуга.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.