г. Санкт-Петербург |
|
20 апреля 2018 г. |
Дело N А21-4267/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Боглачевой Е.В.,
судей Ломакина С.А., Матлиной Е.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоГрупп - Регион" Луневой В.П. (решение единственного учредителя от 16.04.2016 N 3), Краевской Н.В. (доверенность от 07.12.2017 N 9), от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Крепина А.В. (доверенность от 10.01.2018 N 1),
рассмотрев 19.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоГрупп - Регион" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2017 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А21-4267/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоГрупп-Регион", место нахождения: 119330, Москва, Мосфильмовская ул., д. 35, оф. 201А, ОГРН 1137746378285, ИНН 7724874373 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: 236000, г. Калининград, Советский просп., д. 13, ОГРН 1023900773192, ИНН 3905031762 (далее - Служба), о признании недействительным оформленного протоколом от 21.04.2017 N 32/17 решения об отказе в установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год и закрытии тарифного дела.
Решением суда первой инстанции от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2017, Обществу в иске отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что суммарная мощность трансформаторов и протяженности линий электропередачи полностью обеспечивает Обществу соответствие критериям территориальной сетевой организации, а исключение из тарифного регулирования договоров купли-продажи и долгосрочной аренды движимых объектов электропередачи (трансформаторные подстанции, кабельные линии) и договоров аренды, заключенных на срок менее одного года, произведено Службой неправомерно.
Податель жалобы указывает, что в нарушение части 2 статьи 10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в основу выводов о расторжении договора купли-продажи ТП-1007 и об отсутствии у Общества законного права владения и пользования ТП-651 положены доказательства, которые не были предметом исследования в судебных заседаниях.
Податель жалобы также полагает ошибочным вывод судов о том, что трансформаторные подстанции, воздушные и кабельные линии электропередачи являются недвижимым имуществом. По мнению подателя жалобы, трансформаторные подстанции, находящиеся в долгосрочной аренде и в собственности истца, и кабельные линии электропередачи, технологически присоединенные к трансформаторным подстанциям, принадлежащим иным собственникам, относятся к движимому имуществу, сделки с которым не требуют государственной регистрации.
Податель жалобы также не согласен с выводом судов о том, что при обращении с заявлением от 20.01.2017 об установлении тарифов на 2017 год Общество, как не относящееся к организациям, впервые выходящим на тарифное регулирование, должно было регулироваться на основании долгосрочных параметров тарифного регулирования. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что из-за несоответствия критериям территориальной сетевой организации Обществу не были установлены тарифы на передачу электроэнергии в период с 01.01.2017 по 21.01.2017, то есть период тарифного регулирования в отношении Общества был прерван.
Как полагает податель жалобы, изменения критериев территориальной сетевой организации, касающиеся минимального срока владения объектами электроэнергетики (не менее долгосрочного периода регулирования), распространяются только на организации, которые ранее регулировались и с 01.01.2017 регулируются на основе долгосрочных параметров регулирования. По мнению подателя жалобы, эти изменения критериев не подлежат применению к организациям, вновь выходящим на тарифное регулирование.
В отзыве Служба просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и в дополнениях к ней, и заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств (пояснения ОАО "Янтарьэнергосбыт" на отзыв ответчика от 13.04.2018 и справки по перерасчетам за апрель, май 2017 года), которые, по мнению подателя жалобы, подтверждают факт владения Обществом ТП-1007 до настоящего времени.
Представитель Службы отклонил доводы кассационной жалобы со ссылкой на их несостоятельность и возражал против удовлетворения заявленного Обществом ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев ходатайство Общества, оставил его без удовлетворения, поскольку в силу статей 286 и 287 АПК РФ представление на стадии кассационного рассмотрения дела новых доказательств, которые не исследовались и не оценивались судами первой и апелляционной инстанций, не допускается.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 20.01.2017 обратилось в Службу с заявлением об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, приложив к заявлению комплект обосновывающих материалов.
По результатам рассмотрения представленных материалов Службой принято решение (протокол заседания правления от 21.04.2017 N 32/17) об отказе в установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии в связи с несоответствием Общества Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии).
Посчитав решение Службы незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили заявление Общества без удовлетворения, признав оспариваемое решение Службы соответствующим закону и нормативным правовым актам.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы (с учетом дополнений к кассационной жалобе), не находит оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
В силу статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей ценовому регулированию, осуществляемому посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Полномочия Правительства Российской Федерации на установление указанных Критериев и порядка отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности закреплены в пункте 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ.
Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктами 1 и 2 Критериев (в редакции, относящейся к спорному периоду) предусмотрено, что сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км.
В целях подтверждения соответствия Критериям Общество приложило к заявлению об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год предусмотренную подпунктом 16 пункта 17 Правил N 1178 схему соединений электрической сети с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи.
На основе анализа представленных Обществом документов Служба установила несоответствие Общества критериям, позволяющим отнести его к территориальной сетевой организации, ввиду неподтверждения факта владения на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее
долгосрочного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах Калининградской области, суммарная мощность которых составляет не менее 10 МВА, а также линиями электропередачи (воздушными или кабельными), непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и приняв во внимание доводы сторон, признали отказ Службы в установлении Обществу индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год правомерным.
Суды посчитали обоснованным исключение Службой из числа заявленного электросетевого оборудования ряда объектов, включая объекты, в отношении которых отсутствуют документы, бесспорно свидетельствующие об их принадлежности Обществу на каком-либо вещном праве (ТП-1007, ТП-651, ТП-172-1, ТП-124-10); объекты электросетевого хозяйства (относящиеся к объектам недвижимости), сделки по приобретению которых требуют государственной регистрации; объекты, срок владения которыми составляет менее срока долгосрочного периода регулирования.
Соглашаясь с выводами Службы об исключении из числа заявленного электросетевого оборудования ТП-1007, ТП-651, ТП-172-1, ТП-124-10, суды правомерно исходили из того, что представление Обществом информации, достоверность которой вызывает сомнение, имеет своим последствием риск принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
Вывод судов о необходимости государственной регистрации договоров купли-продажи, аренды линий электропередачи и (или) подстанций, используемых в целях осуществления регулируемой деятельности, основан на положениях пункта 1 статьи 131, статьи 133.1, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также на положениях пунктов 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295, в соответствии с которыми трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества. Поскольку в силу пункта 1 статьи 131 и пункта 2 статьи 651 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, суды признали правомерным исключение Службой при рассмотрении тарифного дела договоров купли-продажи и договоров аренды, не прошедших государственную регистрацию.
Довод подателя жалобы о том, что на Общество, как организацию, вновь выходящую на тарифное регулирование, не распространяется требование по владению объектами электросетевого хозяйства в течение долгосрочного периода, является несостоятельным. Как следует из пунктов 1 и 2 Критериев, сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании электросетевым оборудованием (трансформаторными подстанциями и линиями электропередачи) на срок не менее долгосрочного
периода регулирования. При этом каких-либо исключений для организаций, впервые вышедших на регулирование, пункты 1 и 2 Критериев не содержат. Кроме того, требование о необходимости соответствовать критериям, перечисленным в пунктах 1 и 2 Критериев, не ставится в зависимость от способа государственного регулирования цен (тарифов) и продолжительности регулируемого периода.
Суды также согласились с выводами Службы о завышении Обществом протяженности линий электропередачи за счет несоответствия данных, указанных в схеме линий электропередачи с данными, указанными в актах приема-передачи (по договорам с ООО "Ремжилстрой-Инвест" и АО "Балтрыбстрой"); за счет включения в схему линий электропередачи, не имеющих непосредственного присоединения к заявленным на регулирование подстанциям; за счет задвоеннности протяженности практически всех кабельных линий.
Суды правомерно исходили из того, что необходимость непосредственного соединения линий электропередачи с трансформаторными подстанциями, принадлежащими Обществу на праве собственности или на ином законном основании, обусловлена требованиями пункта 2 Критериев.
Как установлено судами, правомерное исключение Службой из перечня заявленного электросетевого оборудования линий электропередачи, не присоединенных к подстанциям Общества (9,77 км); сетей, переданных в аренду на срок менее долгосрочного периода (1,26 км); сетей, не участвующих в регулируемой деятельности (0,51 км); сетей, присоединенных к подстанциям ТП-1007 и ТП-651 (0,92 км), не позволило Обществу подтвердить соответствие требованию о протяженности линий электропередачи, указанному в пункте 2 Критериев.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Признав правомерным отказ Обществу в установлении индивидуального тарифа на услуги по передачи электрической энергии на 2017 год ввиду несоответствия Общества критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, предусмотренным в пунктах 1 и 2 Критериев, суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2017 по делу N А21-4267/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоГрупп - Регион" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.