г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2018 г. |
Дело N А21-3680/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
рассмотрев 18.04.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.09.2017 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А21-3680/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц", место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. К.Маркса, д. 56, ОГРН 1083925038845, ИНН 3904604442 (далее - Общество, ООО "ЖЭУ N 12 Ц"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), о признании недействительным предписания по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 27.03.2017 N 125/ШГЕ (далее - Предписание).
Решением Арбитражного суда Калининградской области суда от 22.09.2017 заявленные требования удовлетворены частично: указанное Предписание признано недействительным в части пунктов 2, 9 (в части понуждения Общества поднять стенки со всех сторон над уровнем отмостки на 150 мм), а также пунктов 18 и 20. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 решение суда первой инстанции от 22.09.2017 изменено: Предписание признано недействительным в части пунктов 2, 9 (в части понуждения Общества поднять стенки со всех сторон над уровнем отмостки на 150 мм), а также пунктов 10, 18, 20 и 21.
В своей кассационной жалобе Общество ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты изменить и принять новый - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы не согласен с указанными судебными актами в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 3, 5, 6, 8 и 14 Предписания. Заявитель считает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что "законодатель не ограничивает обязанности управляющей компании по проведению текущих, неотложных, обязательных сезонных работ и услуг в зависимости от их отнесения к работам и услугам текущего или капитального характера". Данный вывод, по мнению Общества, не следует из постановления Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, на которое имеется ссылка в решении суда от 22.09.2017, и противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Кроме того, Общество ссылается на то, что оспариваемое Предписание не отвечает принципам определенности и исполнимости.
В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании Приказа руководителя от 15.03.2017 N 352 в связи с поступлением 16.02.2017 обращения жильца многоквартирного дома (далее - МКД) N 11 по ул. Пугачева в г. Калининграде по вопросу неудовлетворительного содержания общего имущества МКД Министерством 21.03.2017 и 22.03.2017 была проведена внеплановая выездная проверка ООО "ЖЭУ N 12 Ц" по соблюдению требований жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе указанной проверки Министерством были выявлены нарушения Обществом требований жилищного законодательства Российской Федерации, которые отражены в акте проверки от 22.03.2017 N 352/ШГЕ.
В целях устранения выявленных нарушений Министерство выдало Обществу предписание N 125/ШГЕ о прекращении выявленных нарушений путем выполнения (в том числе) следующих требований:
в срок до 30.04.2017:
- очистить подвальные помещения и чердачное пространство от хлама, мусора в том числе от крупногабаритного (п. 3.4.1, 3.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) (пункт 1 Предписания);
- провести ремонт, обслуживание запорно-регулирующей арматуры на внутридомовых сетях теплоснабжения или замену задвижек (2 шт.) на тепловом элеваторном узле в подвале МКД (п. 4.2.18 Правил N 170) (пункт 2 Предписания)
- провести регулировку системы отопления МКД для устранения неравномерного прогрева отопительных приборов в квартирах (п. 5.2.7, 5.2.12 Правил N 170) (пункт 13 Предписания);
- направить собственнику квартиры уведомления о необходимости проведения работ по монтажу индивидуального прибора учета газопотребления в соответствии с нормативными требованиями (п. 91, 92 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) (пункт 20 Предписания);
в срок до 30.05.2017:
- провести ремонт внутридомового электрооборудования на лестничных клетках и в подвале МКД, а именно: установить плафоны на светильники, убрать скрутки, оголенные соединения, закрепить провисшие электрические кабеля. Провода слаботочных сетей (теле- и интернет-провайдеров) закрепить (п. 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170) (пункт 3 Предписания);
- выполнить восстановление тепловой изоляции на трубопроводах теплоснабжения в подвале МКД, на лестничной клетке (п. 5.2.22 Правил N 170) (пункт 4 Предписания);
- провести ремонт оконных заполнений лестничных клеток - отремонтировать фурнитуру оконных коробок, оборудовать оконные заполнения створками, обеспечить плотность притвора оконных створок. Провести работы по обеспечению плотности остекления при помощи штапиков и оконной замазки (п. 4.7.1, п. 4.7.2, п. 3.2.3, 4.2.4.9 Правил N 170) (пункт 5 Предписания);
- выполнить ремонт отмостки - восстановить нарушенные уклоны от стен здания, ремонт трещин, просадок (п. 4.1.6, 4.1.7 Правил N 170) (пункт 6 Предписания);
- выполнить ремонт двери помещения водомерного узла в подвале МКД (п. 4.7.1, 4.7.2 Правил N 170) (пункт 7 Предписания);
- устранить местные повреждения наружных стен (по цоколю) МКД (п. 4.2.1.1 Правил N 170) (пункт 8 Предписания);
- провести ремонт стенок приямка (вход в подвал со двора), поднять стенки со всех сторон над уровнем отмостки на 150 мм (п. 4.8.4 Правил N 170) (пункт 9 Предписания);
- выполнить работы по антикоррозийной защите металлических балок в перекрытии подвала (п. 4.10.1.4 Правил N 170) (пункт 10 Предписания);
- провести ремонт тротуара, ведущего к крыльцу МКД (п. 4.1.7 Правил N 170) (пункт 11 Предписания);
- установить причину - получить техническое заключение о причинах увлажнения стен и пола подвала, и о методах устранения данных причин (п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 Правил N 170) (пункт 14 Предписания );
- выполнить ремонт водосточной системы МКД - устранить протечки в соединениях желобов (п. 4.6.4.1 Правил N 170) (пункт 15 Предписания);
- обеспечить безопасную безаварийную работу электроустановки ВРУ - убрать "жучок" установленный вместо плавкого предохранителя (п. 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170) (пункт 16 Предписания);
- провести специализированной организацией проверку заземления оболочки электрокабеля, выполнить замеры сопротивления изоляции, с составлением акта. Представить акт замеров в Министерство (п. 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170) (пункт 18 Предписания);
- провести работы по дератизации подвальных помещений (п. 3.4.8 Правил N 170) (пункт 19 Предписания);
- выполнить работы по креплению провисшего трубопровода холодного водоснабжения в подвале МКД (п. 5.8.3 Правил N 170) (пункт 21 Предписания);
- в срок до 15.06.2017 выполнить ремонт местных разрушений и восстановить штукатурку стен, ремонт разрушений стенового материала (раствор швов кладки) в подвальных помещениях МКД (п. 4.2.1.1, 4.1.1 Правил N 170) (пункт 12 Предписания).
Не согласившись с указанным ненормативным актом Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований ООО "ЖЭУ N 12 Ц" о признании недействительным упомянутого Предписания в части пунктов 3, 5, 6, 8, и 14, обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности этого дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах N 170, которые определяют, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома. Правила устанавливают параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В силу Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда в частности должна обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений, включая светильники, установленные в подъездах (пункт 5.6.2); обеспечивать нормальную, безаварийную работу осветительных установок и оборудования автоматизации (пункт 5.6.6); обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (пункт 4.7.1); окна и двери лестничных клеток в жилом доме должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3); расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий не допускается (пункт 4.2.4.9); отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03, поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 сантиметров, ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками) (пункт 4.1.6); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7); обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен (пункт 4.2.1.1); предотвращение сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (пункт 4.1.1); инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны знать проектные характеристики и нормативные требования к основаниям зданий и сооружений, прочностные характеристики и глубину заложения фундаментов, несущую способность грунтов оснований, уровень грунтовых вод и глубину промерзания (пункт 4.1.2); при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору, подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию, температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60% (пункт 4.1.3).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом N 11 по ул. Пугачева в г. Калининграде на основании лицензии от 15.05.2016 N 122, допустило нарушения пунктов 5.6.2, 5.6.6, 4.7.1, 4.7.2, 3.2.3, 4.2.4.9, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.1, п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 Правил N 170. Выявленные нарушения ООО "ЖЭУ N 12 Ц" существенно нарушают права граждан, несут угрозу здоровью и жизни жителей многоквартирного дома.
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции, оценив по правилам статей 65 и 71 АПК РФ доказательства, фактические обстоятельства настоящего дела, доводы сторон, сочли правомерным возложение административным органом на заявителя обязанности устранить нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации и констатировали законность оспариваемого ненормативного правового акта в обжалуемой части.
Доводы Общества об отсутствии у него обязанности по устранению выявленных нарушений в рамках действующего договора управления, заключенного с собственниками помещений МКД, и отсутствие соответствующих денежных средств, обоснованно отклонены судами двух инстанций.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Вопреки доводам Общества оспариваемое предписание Министерства содержит указание на выявленное нарушение и обязывает ООО "ЖЭУ N 12 Ц" выполнить требования Правил N 170 при эксплуатации многоквартирного дома, соблюдение которых обязательно для управляющей организации в силу закона.
Позиция заявителя о неисполнимости ряда пунктов предписания отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку субъект предпринимательской деятельности самостоятельно избирает приемлемый для него механизм исполнения предписания. В случае неясности или невозможности выполнения предписания в установленный срок Общество не лишено возможности обратиться в Министерство с заявлением о разъяснении возможных способов исполнения предписания.
Ввиду изложенного суды пришли к объективному выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта в обжалуемой части упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2018 по делу N А21-3680/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 12 Ц" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.