г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А56-28960/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Михайловской Е.А.,
судей Боглачевой Е.В., Судас Н.Е.,
при участии от открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" Будановой Е.Н. (доверенность от 09.01.2018), Колосовой С.А. (доверенность от 09.01.2018), от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Телухиной М.И. (доверенность от 13.11.2017), от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Алехина Н.А. (доверенность от 12.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 (судья Куприянова Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-28960/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная энергетическая компания", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, Инструментальная ул., д. 3, лит. Х, ОГРН 1027804911441, ИНН 7810258843 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Петербургская сбытовая компания", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее - Сбытовая компания), о взыскании 378 069 796 руб. 27 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в ноябре 2015 года, и к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее -Ленэнерго), о взыскании 348 336 304 руб. 76 коп. задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в ноябре 2015 года (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 28.08.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2017, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 28.08.2017 и постановление от 15.12.2017 отменить и удовлетворить иск.
По мнению подателя жалобы, сетевая компания имеет право получать оплату за услуги по передаче электрической энергии, оказанные посредством "новых точек". Отсутствие затрат на содержание ПС "Ручьи" в необходимой валовой выручке не свидетельствует о нарушении баланса интересов сетевых компаний. Признаки злоупотребления правом в действиях Общества отсутствуют.
В отзывах на кассационную жалобу Сбытовая компания и Ленэнерго просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Ленэнерго и Сбытовой компании возражали против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и Ленэнерго в спорный период являлись смежными территориальными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии потребителям, а Сбытовая компания - гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Распоряжением Комитета от 30.12.2014 N 214-р установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества для взаиморасчетов между Обществом и Ленэнерго.
Приказом Комитета от 30.12.2014 N 517-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2015 год.
Сбытовая компания (заказчик) и Общество (исполнитель) 30.07.2014 заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - Договор от 30.07.2014), по которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точки поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю и смежным сетевым организациям, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном Договором.
Точки поставки определены в приложении N 2, которое является неотъемлемой частью Договора от 30.07.2014. Первоначально в данном приложении был поименован один потребитель - общество с ограниченной ответственностью "Стройкорпорация "Эллис" (источник питания ПС 220/35/10 "Парголово").
Общество 12.09.2014 по результатам конкурса по договору купли-продажи приобрело у открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" в собственность объект электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ ТЭЦ-21 "Северная" (диспетчерское наименование ПС 220/110/10 кВ "Ручьи"), в результате чего увеличилось количество точек поставки, посредством которых истец с 01.01.2015 стал оказывать Сбытовой компании услуги.
Точки поставки потребителей, запитанных от ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", согласованы сторонами в приложении N 2 к Договору от 30.07.2014 в редакции дополнительного соглашения от 01.04.2015.
Ссылаясь на наличие у Сбытовой компании задолженности по оплате услуг, оказанных по Договору от 30.07.2014 в ноябре 2015 года с использованием подстанции ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", которые должны быть оплачены по единому котловому тарифу, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку Сбытовая компания сослалась на то, что указанная задолженность начислена исключительно в отношении электрической энергии, переданной Обществом в сети смежной сетей организации, истец также предъявил иск к Ленэнерго о взыскании задолженности, начисленной с применением индивидуального тарифа, установленного для расчетов между истцом и Ленэнерго.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций установили, что став в 2014 году собственником объекта электросетевого хозяйства - ПС 220/110/10 кВ "Ручьи", Общество не урегулировало с Ленэнерго отношения по оказанию услуг по передаче электроэнергии через этот объект.
Согласно представленным в дело пояснениям Комитета ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" технологически связана с процессом производства электроэнергии, ранее объект функционировал на оптовом рынке, предыдущий собственник объекта являлся участником оптового рынка электроэнергии и мощности.
То есть названная подстанция до приобретения ее Обществом при установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги, оказываемые на розничном рынке, не учитывалась Комитетом в тарифных решениях.
Общество в ноябре 2014 года направило в Комитет уточненную тарифную заявку на 2015-2019 годы, однако Комитет не учел расходы Общества по спорной подстанции при установлении на 2015 год единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, при определении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) сетевых организаций, установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями.
Исходя из пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 6, 46-48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций их услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию.
Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования).
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания). Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении НВВ в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетике, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Тарифным решением, включающим котловой и индивидуальные тарифы и обосновывающие их данные, по существу утверждаются параметры экономического функционирования электросетевого комплекса региона на период регулирования. Участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
В данном случае Общество просит взыскать расходы, связанные с оказанием услуг по передаче электроэнергии вопреки тарифному решению, что затрагивает интересы иных сетевых организаций, поскольку вносит существенный дисбаланс в распределение их НВВ. Требование Общества направлено на такое необоснованное увеличение НВВ, которое повлечет за собой увеличение тарифной нагрузки на конечных потребителей, а также возникновение убытков у других сетевых организаций.
В связи с изложенным кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что поскольку ПС 220/110/10 кВ "Ручьи" не учитывалась в тарифном решении на 2015 год, Ленэнерго не должно оплачивать услуги по передаче электроэнергии через названную подстанцию. На стороне Ленэнерго неосновательное обогащение отсутствует. Требование истца в данном случае направлено на перераспределение котловой выручки не в соответствии с тарифным решением, что нарушает принцип государственного ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказал Обществу в иске к Ленэнерго.
Отказывая в удовлетворении иска к Сбытовой компании, суды обоснованно исходили из того, что гарантирующий поставщик не должен оплачивать межсетевой переток.
Доводы жалобы всесторонне и полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2017 по делу N А56-28960/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.