11 мая 2018 г. |
Дело N А05-9789/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Асмыковича А.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Шиханова К.М. (доверенность от 02.04.2018) и Кузьминой А.П. (доверенность от 18.07.2017),
рассмотрев 10.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2017 (судья Распопин М.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 (судьи Зорина Ю.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-9789/2017,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу по газификации и эксплуатации систем газоснабжения "Котласгазсервис", место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Ленина, дом 180, ОГРН 1022901026213, ИНН 2904001548 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 19.09.2016 N 6-151 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества по станции Лименда Северной железной дороги (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 14.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.12.2017, пункт 9.5 Договора изложен в редакции, предложенной ответчиком: "9.5 Плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 0,1876 км, используемым при подаче и уборке вагонов для "Владельца" с учетом ставки 3065 руб. за 1 км в сутки. Плата облагается НДС".
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый судебный акт.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования Общество должно вносить только за те сутки, когда осуществлялась подача или уборка вагонов для последнего. ОАО "РЖД" считает, что внесение платы за использование железнодорожного пути необщего пользования должно производиться за каждые сутки вне зависимости от количества подачи и уборки вагонов. При этом истец ссылается на положения абзацев первого, третьего и шестого статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), статьи 209, 210 и 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В дополнение к кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит обратить внимание на позицию государственных органов в сфере регулирования железнодорожных тарифов, изложенную в письмах Федеральной службы по тарифам от 28.05.2015 N ТС-6279/10, Федеральной антимонопольной службы России от 11.04.2016 N АР/23572/2016, Минтранса России от 01.0.2015 N АЦ-26/3881.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ОАО "РЖД" является собственником пути необщего пользования на станции Лименда Северной железной дороги.
При заключении Договора между сторонами возникли разногласия по содержанию пункта 9.5.
ОАО "РЖД" предложило следующую редакцию пункта 9.5 Договора: Общество уплачивает ОАО "РЖД" ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 0,1876 км. Плата определяется с учетом ставки 3 065,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
Общество не согласилось с предложенной редакцией пункта 9.5 Договора, направило ОАО "РЖД" протокол разногласий с предложением взимать плату только за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции пункт 9.5 Договора принят в редакции, предложенной Обществом: "Общество уплачивает ОАО "РЖД" плату за фактическое пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 0,1876 км, используемым при подаче и уборке вагонов для "Владельца" с учетом ставки 3065 руб. за 1 км в сутки. Плата облагается НДС".
Апелляционный суд согласился с указанным решением.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьями 55, 56, 60 Устава предусмотрено, что отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
Согласно статье 64 Устава разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно абзацу третьему статьи 58 Устава в редакции, действующей с 01.04.2015, перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании абзаца шестого статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанной статьи тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 этого перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 признаны недействительными пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3, которые учитывались при урегулировании указанных разногласий в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.
Поскольку нормативный акт, регулирующий соответствующие тарифы, в соответствии с указанным решением суда признан неправомерным, он не подлежит применению.
Какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие тарифы, до настоящего времени не приняты.
В обоснование своей редакции пункта 9.5 Договора ОАО "РЖД" сослалось на Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
Указанный документ является внутренним документом ОАО "РЖД", не обладает силой нормативного акта и с учетом монопольного положения ОАО "РЖД" не может регулировать размер соответствующей платы.
Таким образом, при наличии у ОАО "РЖД" формального права на взимание платы за пользование путями необщего пользования, но при отсутствии установленного на законодательном уровне соответствующего тарифа размер платы не может быть определен ОАО "РЖД" самостоятельно.
При отсутствии установленного на законодательном уровне соответствующего тарифа платы суд не может принять позицию государственных органов в сфере регулирования железнодорожных тарифов, изложенную в письмах Федеральной службы по тарифам от 28.05.2015 N ТС-6279/10 Федеральной антимонопольной службы от 11.04.2016 N АР/23572/2016, Минтранса России от 01.0.2015 N АЦ-26/3881.
Суды установили, что Общество согласно с предложенным ОАО "РЖД" размером платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования в дни, когда указанный путь действительно используется ответчиком.
Включение в Договор условия, обязывающего пользователя железнодорожного пути необщего пользования уплачивать ежесуточную плату за пользование данным железнодорожным путем, вне зависимости от фактического использования железнодорожного пути необщего пользования, является неправомерным.
С учетом изложенного следует признать, что суды обоснованно и законно приняли пункт 9.5 Договора в редакции Общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2017 по делу N А05-9789/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.