14 мая 2018 г. |
Дело N А21-3853/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации муниципального образования "Нестеровский район" Ровнова А.В. (доверенность от 13.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.07.2017 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 (судьи Колосова Ж.В., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-3853/2017,
установил:
Администрация муниципального образования "Нестеровский район", место нахождения: 238010, Калининградская обл., Нестеровский р-н, г. Нестеров, ул. Черняховского, д. 20, ОГРН 1023900552642, ИНН 3920000800 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра), от 01.11.2016 N 39/007/008/2016-1403 о возврате без рассмотрения заявления о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества; обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Нестерова" (далее - Предприятие) на имущество, переданное ему по договору от 27.06.2016 N 9.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Предприятие, место нахождения: 238010, Калининградская обл., Нестеровский р-н, г. Нестеров, ул. Черняховского, д. 24, ОГРН 1073914002755, ИНН 3920008366.
Решением от 20.07.2017 оспариваемое уведомление признано недействительным; на Управление Росреестра возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения Предприятия на имущество, переданное ему по договору от 27.06.2016 N 9, на основании документов, поступивших 24.10.2016.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, заявление возвращено Администрации без рассмотрения на законных основаниях; орган местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий в отношении публично-правовых образований, в то время как в данном случае обязанность уплатить государственную пошлину возникла у Предприятия, за регистрацией права которого обратилась Администрация.
В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал, считая, что всем доводам регистрирующего органа суды дали надлежащую оценку.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации от 20.06.2016 N 609 в хозяйственное ведение Предприятия передан водохозяйственный объект - станция обезжелезивания (производительностью 1920 куб. м/сутки) и насосная станция II подъема (производительностью 1920 куб. м /сутки).
На основании названного постановления Администрация и Предприятие заключили договор от 27.06.2016 N 9 о закреплении за Предприятием на праве хозяйственного ведения указанных объектов муниципального имущества площадью 149,4 кв. м, кадастровый номер 39:08:010004:317, расположенных по адресу: Калининградская обл., Нестеровский р-н, г. Нестеров, ул. Калинина, территория водозабора.
По акту приема-передачи от 27.06.2016 имущество передано Предприятию.
24.10.2016 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия на указанные объекты имущества.
Уведомлением от 01.11.2016 N 39/007/008/2016-1403 Управление Росреестра сообщило Администрации о возвращении без рассмотрения документов, представленных 24.10.2016, со ссылкой на пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) в связи с отсутствием сведений об уплате государственной пошлины.
Администрация, полагая, что все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия были представлены, ссылаясь на то, что в силу налогового законодательства орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о регистрации прав (в редакции, действовавшей на момент обращения Администрации с заявлением) в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 названного Закона, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
Согласно статье 11 Закона о регистрации прав государственная пошлина за государственную регистрацию прав взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которым устанавливаются основания и порядок уплаты государственной пошлины, льготы по ее уплате.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для организаций государственная пошлина установлена в размере 22 000 руб.
Между тем согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 того же Кодекса органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Кодекса.
Суды, проанализировав приведенные выше положения Закона о регистрации прав (в применимой редакции) и Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из статей 131, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно посчитали, что пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации прав не распространяется на случаи, когда за государственной регистрацией права в отношении муниципального недвижимого имущества обращается орган местного самоуправления, поскольку у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины и соответственно обязанность представлять документ об ее уплате в составе документов, прилагаемых к заявлению.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что Управление Росреестра незаконно возвратило Администрации документы, представленные 24.10.2016 на государственную регистрацию права хозяйственного ведения Предприятия в отношении водохозяйственного объекта, и обоснованно признали оспариваемое уведомление недействительным.
Доводы подателя жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права, верно примененных судами.
Вместе с тем при определении способа устранения допущенного регистрирующим органом нарушения прав заявителя путем возложения на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения Предприятия на имущество, переданное ему по договору от 27.06.2016 N 9, судами не учтено следующее.
На момент обращения Администрации в регистрирующий орган порядок проведения государственной регистрации прав был установлен статьей 13 Закона о регистрации прав и включал в себя прием документов и их регистрацию; правовую экспертизу документов на предмет установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления; внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С 01.01.2017 отношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Согласно статье 29 названного Закона порядок осуществления государственной регистрации прав включает в себя: прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; возврат прилагаемых к заявлению документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 этого Закона; проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав; внесение в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав.
В данном случае Управление Росреестра возвратило представленные Администрацией 24.10.2016 документы без рассмотрения, не проверяя их достаточность и соответствие требованиям закона с точки зрения подтверждения наличия правовых оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения Предприятия, правовую экспертизу представленных документов Управление Росреестра не проводило.
При таком положении надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Администрации в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации будет возложение на регистрирующий орган обязанности рассмотреть заявление Администрации и приложенные к нему документы, поступившие в Управление Росреестра 24.10.2016.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат изменению в части определения способа устранения нарушений прав и законных интересов Администрации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.07.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2017 по делу N А21-3853/2017 изменить в части способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, изложив второй абзац резолютивной части решения от 20.07.2017 в следующей редакции:
"Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Гусевский отдел) рассмотреть заявление администрации муниципального образования "Нестеровский район" и приложенные к нему документы, представленные 24.10.2016 (запись в книге учета входящих документов: 39/007/008/2016-1403).".
В остальной части решение от 20.07.2017 и постановление от 24.11.2017 оставить без изменения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.