16 мая 2018 г. |
Дело N А56-26354/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Матлиной Е.О., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Переверзевой Е.Д. (доверенность от 10.11.2017), от Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Борисова К.С. (доверенность от 26.12.2017),
рассмотрев 16.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-26354/2017,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 10 482 760 руб. 59 коп. задолженности по разнице в тарифах за период с декабря 2013 года по сентябрь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 54, ОГРН 1037825019044 (далее - Учреждение).
Решением суда от 01.09.2017 (судья Томпакова Г.Н.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2017 решение от 01.09.2017 отменено, с Комитета в пользу Предприятия взыскано 10 482 760 руб. 59 коп. задолженности по межтарифной разнице за период с декабря 2013 года по сентябрь 2015 года.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление, дело направить на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что Предприятием не соблюден порядок получения субсидий за спорный период. Следовательно, у Комитета не возникло законное основание для возмещения межтарифной разницы. Ответчик считает, что Предприятие не представило в материалы дела доказательств нарушения Комитетом прав и законных интересов истца. Также истец не доказал причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Третье лицо уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Учреждением заключен договор об оплате потребленной тепловой энергии от 01.04.2014 N 13490.038.5, по условиям которого Предприятие обязалось подавать тепловую энергию через присоединенную сеть в горячей воде, а Учреждение - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, поставленную в многоквартирные дома, расположенные по адресам, указанным в договоре.
Предприятие в спорный период поставило в жилые дома, поименованные в договоре, тепловую энергию, которая оплачивалась Учреждением по тарифам, установленным для расчета размера платы для населения.
В период с декабря 2013 года по сентябрь 2015 года, исходя из объема поставленного ресурса, разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом составила 10 482 760 руб. 59 коп.
Поскольку из бюджета эту разницу Предприятие не получило, оно направило в адрес Комитета претензию от 23.03.2017 N 58-30/9538 с требованием предоставления субсидий.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для настоящего иска.
Комитет с требованиями Предприятия не согласился, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания межтарифной разницы по причине несоблюдения Предприятием порядка перечисления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, утвержденных распоряжениями Комитета от 01.04.2013 N 213-р, от 10.04.2014 N 275-р, от 05.03.2015 N 160-р, от 28.01.2016 N 55-р.
Решением от 01.09.2017 суд отказал в удовлетворении исковых требований, согласившись с возражениями ответчика.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2017 решение от 01.09.2017 отменено, исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет по тарифам) от 20.12.2012 N 576-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1541,20 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2012 N 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 установлен тариф в размере 1351,25 руб. /Гкал.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 18.12.2013 N 502-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1541,20 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1590,25 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 18.12.2013 N 527-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2014 год" в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 установлен тариф в размере 1351,25 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1876,50 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 2077,92 руб./Гкал (с НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 установлен тариф в размере 1408,01 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 1541,78 руб./Гкал (с НДС).
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских в 2013, 2014 и 2015 годах, регламентирован постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2013 N 179, от 31.03.2014 N 217 и от 02.03.2015 N 222.
В соответствии с указанными постановлениями величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Также порядок предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с апреля 2013 года по ноябрь 2015 года, регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок), согласно которому разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
Предприятие представило в материалы дела отчеты об объемах поставленной тепловой энергии, а также доказательства обращения в Комитет с письмом от 23.03.2017 N 58-30/9538 о предоставлении субсидий.
Удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд исходил из того, что Комитет не представил в суд доказательства перечисления Предприятию субсидий на возмещение межтарифной разницы за спорный период.
В то же время исходя из установленных в спорный период тарифов следует признать, что межтарифная разница объективно существует и из расчета истца усматривается ее размер. Учреждение каких-либо возражений по объему поставленного ресурса не представило; причин, по которым не подписало акты сверки, не привело; принятое апелляционным судом постановление не обжалует.
В связи с этим, удовлетворяя требования Предприятия к Комитету, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и учел правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разнице" и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу пункта 1 статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Ответчик полагал пропущенным срок исковой давности за период с декабря 2013 по апрель 2014 года, о чем сделал заявление в суде первой инстанции.
Как следует из материалов дела и объяснений истца, Учреждение за период с декабря 2013 по апрель 2014 года оплатило стоимость поставленного ресурса исходя из экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, установленного для Предприятия. Таким образом, Предприятие не могло считать свои права нарушенными и требовать уплаты межтарифной разницы. В дальнейшем в декабре 2016 года Учреждение обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области и в рамках дела N А56-83284/2016 взыскало с Предприятия неосновательное обогащение, составляющее межтарифную разницу. Лишь после предъявления иска по указанному делу Предприятие узнало о нарушении своего права, а потому обратилось с претензией к Комитету и с настоящим иском в арбитражный суд.
Учитывая изложенное, основания для вывода о пропуске истцом срока исковой давности отсутствовали.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом апелляционной инстанции применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по делу N А56-26354/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.