18 мая 2018 г. |
Дело N А66-8391/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от акционерного общества "Главное управление обустройства войск" Корзинкина А.А. (доверенность от 21.12.2017), от Министерства обороны Российской Федерации Кривошеиной М.А. (доверенность от 14.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2017 (судья Трунина Е.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 (судьи Зорина Ю.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-8391/2016,
установил:
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск", место нахождения: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 115035, Москва, Садовническая ул., д. 62, стр. 9, ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007 (далее - Учреждение), о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Учреждения на три здания площадью 120 кв. м, 103 кв. м, 385 кв. м с кадастровыми номерами 69:40:0100229:85, 69:40:0100229:84, 69:40:0100229:88 соответственно, расположенные по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, место нахождения: 107139, Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б, ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670 (далее - Управление Росимущества); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Тверской области.
Определением суда от 23.11.2016 (судья Рощина С.Е.), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 (судьи Шадрина А.Н., Романова А.В., Чередина Н.В.), производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта по делу N А66-3477/2012 по аналогичному спору.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2017 (судьи Сергеева И.В., Захарова М.В., Рудницкий Г.М.) указанные судебные акты отменены; дело передано для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Тверской области.
В ходе рассмотрения дела Министерство предъявило встречный иск к Обществу об истребовании из его незаконного владения здания гаражей с мастерской площадью 590,7 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100229:104, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107б, в состав которого входят здание автомастерской площадью 103 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100229:84 и два здания гаражей площадью 120 кв. м и 385 кв. м с кадастровыми номерами 69:40:0100229:85 и 69:40:0100229:88 соответственно.
Решением от 01.11.2017 исковые требования Общества удовлетворены; в удовлетворении встречного иска Министерства отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 данное решение оставлено без изменения.
Министерство в кассационной жалобе просит отменить решение от 01.11.2017 и постановление от 08.02.2018, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не приняли во внимание довод Министерства о ничтожности сделки приватизации в части спорного объекта недвижимости, поскольку земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100229:39, на котором расположен спорный гараж, не был включен в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия; материалами дела не подтверждается, что гараж был приватизирован в составе имущественного комплекса предприятия, а не как самостоятельный объект недвижимости, в связи с чем данный объект мог быть передан в частную собственность только в предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 623 порядке высвобождения недвижимого военного имущества по решению Министерства; избранный Министерством способ защиты путем истребования имущества, а не применения последствий недействительности сделки, в данном случае является надлежащим; в силу статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации у Общества не возникло право собственности на спорный гараж, поскольку с момента приватизации и вплоть до октября 2016 года данный объект находился в фактическом пользовании Министерства (правопредшественника Учреждения) и из его владения не выбывал.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что судами всесторонне и полно исследованы обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, всем доводам Министерства дана надлежащая оценка.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве (далее также Управление Росимущества) от 05.12.2005 N 1849 "Об условиях приватизации государственного хозрасчетного предприятия "714 Военпроект Министерства обороны Российской Федерации", передаточного акта от 05.12.2005 за открытым акционерным обществом "714 Военпроект" (далее - ОАО "714 Военпроект"), созданным в результате преобразования в процессе приватизации названного государственного хозрасчетного предприятия, зарегистрировано 12.12.2006 право собственности на гараж общей площадью 591,8 кв. м с кадастровым номером 69:40:01:00:229:0009:1/021822/37:10000/А, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107б.
Тем временем 25.05.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о праве собственности Российской Федерации и праве оперативного управления федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Тверская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Тверская КЭЧ) в отношении трех объектов, расположенных по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107, - двух гаражей общей площадью 385 кв. м и 120 кв. м, автомастерской общей площадью 103 кв. м с кадастровыми номерами 69:40:0100229:39:15, 69:40:0100229:39:13, 69:40:0100229:39:10 соответственно.
В дальнейшем Тверская КЭЧ была реорганизована путем присоединения к Учреждению.
В свою очередь, ОАО "714 Военпроект" реорганизовано путем присоединения к Обществу, за которым на основании документов о реорганизации 26.05.2014 зарегистрировано право собственности на гараж общей площадью 591,8 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100229:104.
Общество, ссылаясь на то, что три объекта, в отношении которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления правопредшественника Учреждения - Тверской КЭЧ, являются составными частями гаража общей площадью 591,8 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за Обществом и который находится в его фактическом владении, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о признании отсутствующим зарегистрированного права Российской Федерации и Учреждения.
В свою очередь, Министерство, ссылаясь на ничтожность как совершенной с нарушением требований законов и иных правовых актов сделки по передаче в собственность ОАО "714 Военпроект" здания гаража площадью 591,8 кв. м, фактически состоящего из трех объектов, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, предъявило встречный иск об истребовании из незаконного владения Общества здания гаражей с мастерской площадью 590,7 кв. м, в состав которого входят три здания площадью 103 кв. м, 120 кв. м и 385 кв. м.
В силу статей 8.1, 131, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент предъявления иска), статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, и с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим. Предъявление такого иска представляет собой исключительный способ защиты, когда право истца не может быть защищено иным способом - путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения. Названный способ защиты применим, в частности, в ситуации, когда право на один и тот же объект недвижимого имущества зарегистрировано за разными лицами и при этом объект находится во владении одного из них.
По результатам проведенной в рамках дела N А66-3477/2012 судебной экспертизы подтверждено, что два гаража площадью 385 кв. м и 120 кв. м, автомастерская площадью 103 кв. м фактически являются частями одного здания - гаража с мастерской площадью 590,7 кв. м, на которое зарегистрировано право собственности Общества. На момент предъявления Обществом настоящего иска спорное имущество находилось в его владении, находится в его фактическом владении по настоящее время. Данные обстоятельства не оспариваются участвующими в деле лицами.
Таким образом, Общество как зарегистрированный правообладатель, фактически владеющий имуществом, избрало надлежащий способ оспаривания зарегистрированного права Российской Федерации и производного от него права оперативного управления Учреждения. Поскольку при рассмотрении требования одного лица о признании отсутствующим зарегистрированного права на то же имущество другого лица суд разрешает спор о праве, от разрешения данного вопроса зависит и судьба встречного иска о возврате имущества во владение Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судами установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (далее - Минимущество) от 05.11.2002 N 3739-р за федеральным государственным унитарным предприятием "714 Военпроект Министерства обороны Российской Федерации" - дочерним предприятием федерального государственного унитарного предприятия "20 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" (далее - предприятие "714 Военпроект") закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество согласно приложению, в том числе гараж по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107.
На основании данного распоряжения и распоряжения того же органа от 04.07.2003 N 2958-р за предприятием "714 Военпроект" 24.11.2003 зарегистрировано право хозяйственного ведения в отношении гаража общей площадью 591,8 кв. м по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107б.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 1124-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2005 год. Согласно разделу II Прогнозного плана в перечень открытых акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации в 2005 году, включено предприятие "714 Военпроект".
Распоряжением Управления Росимущества от 05.12.2005 N 1849 в соответствии с Прогнозным планом оформлено решение о приватизации предприятия "714 Военпроект" путем преобразования в ОАО "714 Военпроект"; определены условия его приватизации; утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия согласно приложению N 1 к распоряжению, в который включено и здание гаража общей площадью 591, 8 кв. м по адресу: г. Тверь, ул. Горького, д. 107б.
ОАО "714 Военпроект" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.06.2006.
12.12.2006 на основании документов о приватизации зарегистрировано право собственности ОАО "714 Военпроект" на здание гаража общей площадью 591,8 кв. м.
В дальнейшем ОАО "714 Военпроект" реорганизовано путем присоединения к Обществу, за которым 26.05.2014 зарегистрировано право собственности на тот же объект недвижимого имущества.
Тем временем, распоряжением Минимущества от 23.01.2004 N 274-р за Тверской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации (правопредшественник Тверской КЭЧ) на праве оперативного управления закреплено находящееся у нее на учете имущество согласно приложению, в том числе два здания гаража и здание мастерской по ул. Горького, д. 107 в г. Твери.
В дальнейшем 25.05.2010 зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Тверской КЭЧ, впоследствии реорганизованной путем присоединения к Учреждению, на три указанных объекта.
Суды, проанализировав указанные выше обстоятельства, пришли к правомерному выводу, что право собственности правопредшественника Общества на здание гаража площадью 591,8 кв. м возникло в результате сделки приватизации, совершенной в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и прогнозным планом приватизации, утвержденным в установленном порядке. При этом ни сделка приватизации, ни распорядительные акты органов государственной власти, которыми оформлена сделка, не оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Суды обоснованно отклонили ссылку Министерства на постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" (в редакции, действовавшей на момент приватизации предприятия "714 Военпроект"), поскольку в данном случае осуществлялась приватизация не отдельных объектов военного имущества с сохранением правового статуса их балансодержателей (предприятий, организаций, за которыми подлежащее высвобождению военное недвижимое имущество было закреплено в установленном порядке), а предприятия как имущественного комплекса с преобразованием балансодержателя в акционерное общество.
В то же время на момент издания распоряжения Минимущества от 23.01.2004 N 274-р о закреплении на праве оперативного управления за Тверской КЭЧ трех объектов, являющихся составными частями здания гаража площадью 591,8 кв. м, указанное здание принадлежало предприятию "714 Военпроект" на праве хозяйственного ведения, зарегистрированном в установленном порядке. Поскольку в деле отсутствуют документы, свидетельствующие о том, в чьем фактическом владении находилось недвижимое имущество в указанный период, его надлежащим правообладателем следует считать лицо, право которого зарегистрировано раньше.
При таких обстоятельствах суды, установив, что право собственности Общества на здание гаража зарегистрировано на основании надлежащих правоустанавливающих документов, не оспоренных и не признанных в судебном порядке недействительными, и спорный объект находится в фактическом владении истца, пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований Общества.
Поскольку признание по иску Общества отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации означает отсутствие этого права, нет оснований для возложения на Общество как ответчика по встречному иску обязанности возвратить спорное имущество Министерству. При этом, поскольку объект приобретен Обществом (его правопредшественником) в результате сделки приватизации, сторонами которой являются государство и лицо, в собственность которого передается государственное имущество, суды обоснованно указали, что вопрос о возврате имущества в государственную собственность мог быть разрешен в рамках рассмотрения требования о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.
То обстоятельство, что суды пришли к различным выводам по вопросу об исковой давности, с учетом изложенного выше не повлияло на правильность вывода об отказе в удовлетворении встречного иска.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны тем, которые приводило Министерство при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, надлежащим образом исследованы и оценены судами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 по делу N А66-8391/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, проанализировав указанные выше обстоятельства, пришли к правомерному выводу, что право собственности правопредшественника Общества на здание гаража площадью 591,8 кв. м возникло в результате сделки приватизации, совершенной в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и прогнозным планом приватизации, утвержденным в установленном порядке. При этом ни сделка приватизации, ни распорядительные акты органов государственной власти, которыми оформлена сделка, не оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Суды обоснованно отклонили ссылку Министерства на постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 623 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества" (в редакции, действовавшей на момент приватизации предприятия "714 Военпроект"), поскольку в данном случае осуществлялась приватизация не отдельных объектов военного имущества с сохранением правового статуса их балансодержателей (предприятий, организаций, за которыми подлежащее высвобождению военное недвижимое имущество было закреплено в установленном порядке), а предприятия как имущественного комплекса с преобразованием балансодержателя в акционерное общество."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2018 г. N Ф07-5030/18 по делу N А66-8391/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5030/18
08.02.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11838/17
01.11.2017 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8391/16
10.04.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3360/17
08.02.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-561/17