22 мая 2018 г. |
Дело N А05-8054/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Дмитриева В.В., Константинова П.Ю.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко федерального медико-биологического агентства" Кононова А.В. (доверенность от 08.02.2018), от акционерного общества "Страховая компания "Согаз-Мед" Неуступова К.М. (доверенность от 13.06.2016 N 160),
рассмотрев 16.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.2017 (судья Кашина Е.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 (судьи Холминов А.А., Рогатенко Л.Н., Тарасова О.А.) по делу N А05-8054/2017,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115, ОГРН 1022900515021, ИНН 2901108405 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Страховая компания "Согаз-Мед", место нахождения: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427 (далее - Общество), о взыскании (с учетом уточнения предмета спора в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) 6 476 283,16 руб. задолженности за услуги, оказанные в период с декабря 2016 года по январь 2017 года по договору от 01.01.2016 N 01-57/16-12 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд).
Решением суда от 24.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
Податель жалобы утверждает, что проведение зачета в отсутствие волеизъявления сторон Договора, а также после открытия судебного производства неправомерно; суды двух инстанций неправомерно применили положения статьи 410 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и вышли за пределы своих полномочий и требований сторон; денежные средства за оказанную медицинскую помощь медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования; тарифное соглашение не является частью программы обязательного медицинского страхования и не определяет целевое использование денежных средств в рамках программы; выводы судов противоречат материалам дела.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Фонда, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Учреждение (организация) и Общество (страховая медицинская организация) заключили Договор, по условиям которого организация обязалась оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4.1 Договора страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к Договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение 3 рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов до 25-го числа каждого месяца включительно.
Пунктом 4.3 Договора предусмотрена обязанность страховой медицинской организации проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в Учреждении в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Во исполнение условий Договора Учреждение в 2016 году оказывало медицинскую помощь застрахованным лицам.
Общество провело медико-экономический контроль, по результатам которого оформило соответствующие акты и установило нарушения (код дефекта/ нарушения 5.3.2) условий Договора со стороны Учреждения, связанные с предъявлением к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы, поэтому отказало Учреждению в оплате выставленных счетов.
Учреждение, ссылаясь на наличие на стороне Общества 6 476 283,16 руб. задолженности по оплате оказанных по Договору услуг, предъявило Обществу претензию от 28.04.2017 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
В связи с оставлением требования без удовлетворения Учреждение обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции, посчитав требования истца необоснованными, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, а также правовое положение субъектов и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование, регулируются Законом N 326-ФЗ.
Согласно статье 9 Закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Ответственность медицинской организации за неоказание медицинской помощи по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию предусмотрена пунктом 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 38 Закона 326-ФЗ в случае превышения установленного в соответствии с названным Законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд по соответствующему обращению страховой медицинской организации вправе принять решение о предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случае и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Постановлением правительства Архангельской области от 22.12.2015 N 568-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2016 год (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой, кроме прочего, определены нормативы объема медицинской помощи, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь.
На территории Архангельской области в 2016 году действовало Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2016 год от 01.02.2016 (далее - Тарифное соглашение).
В приложении N 1 к Тарифному соглашению установлен Порядок оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях (далее - Порядок оплаты АМП).
В приложении 11 к Тарифному соглашению утверждены подушевые нормативы финансирования медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, на одно прикрепившееся застрахованное лицо, которые состоят из двух частей: базовой части подушевого финансирования и стимулирующей части подушевого норматива.
В обоснование иска Учреждение сослалось на то, что в спорный период оно оказало медицинскую помощь застрахованным лицам в большем объеме, чем было запланировано в рамках Территориальной программы.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установили, что Учреждение в спорный период оказало в рамках Договора медицинские услуги в соответствии с Территориальной программой.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, участвующими в деле лицами не оспаривается, что услуги были оказаны Учреждением надлежащим образом и предъявлены к оплате в соответствии с действующими тарифами, поэтому такие услуги подлежат оплате Обществом в полном объеме.
Судами двух инстанций также учтено следующее.
В соответствии с пунктом 58 раздела IV Порядка оплаты АМП плановый объем финансирования медицинской организации - фондодержателя (бюджет фондодержателя) по базовой части доводится до медицинской организации в полном объеме с учетом контроля объемов и качества медицинской помощи и не зависит от выполненных данной медицинской организацией объемов медицинской помощи, оказанных в амбулаторных условиях. В связи с этим, если уровень обращаемости за медицинской помощью ниже установленного планового задания, то у медицинской организации - фондодержателя образуется остаточный доход (остаток фондодержателя).
Согласно пункту 79 Порядка оплаты АМП средства финансового результата (остаточный доход или остаток фондодержателя) и объем средств по стимулирующей части подушевого норматива финансирования АМП, полученные медицинской организацией-фондодержателем, направляются в том числе на оплату расходов, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Суды двух инстанций установили, что Общество во исполнение условий Договора перечислило Учреждению 293 381 599,62 руб., при этом Учреждение фактически оказало услуги по Договору только на 283 703 021,17 руб., в результате чего на стороне Учреждения образовалось 9 678 578,45 остаточного дохода.
Оценив материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что средства финансового результата (остаточный доход) и средства на финансирование стимулирующей части подушевого норматива финансирования амбулаторной медицинской помощи, полученные Учреждением в 2016 году, подлежат использованию в счет оплаты услуг, оказанных им за 2016 год в рамках Территориальной программы. Соответственно, задолженность по оплате услуг на стороне Общества отсутствует.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основания иначе оценивать представленные в материалы дела доказательства отсутствуют. В нарушение положений статьи 65 АПК РФ Учреждение не представило надлежащих доказательств того, что спорная сумма финансового результата и средства стимулирующей части были израсходованы им на иные цели, предусмотренные пунктом 79 Порядка оплаты АМП.
При таких условиях суды обоснованно отказали в удовлетворении требования Учреждения о взыскании с Общества задолженности за оказанные в спорный период услуги, так как эта сумма может быть погашена из сформированного по итогам 2016 года резерва Учреждения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по делу N А05-8054/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.