25 мая 2018 г. |
Дело N А56-72008/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Бурматовой Г.Е., Лущаева С.В.,
при участии от Балтийской таможни Деминой Д.А. (доверенность от 27.12.2017 N 0510/60886), от общества с ограниченной ответственностью "СанТехИмпорт" Пушкиной И.В. (доверенность от 09.01.2018), Василевской Н.С. (доверенность от 09.10.2017),
рассмотрев 22.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 (судья Хорошева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-72008/2016,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СанТехИмпорт", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Химический переулок, дом 1, лит. "АВ", ОГРН 1077847515910, ИНН 7805435416 (далее - ООО "СанТехИмпорт", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлениями об оспаривании решений Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), по классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД), от 30.08.2016 NN РКТ-10216000-16/000936, РКТ-10216000-16/000937, РКТ-10216000-16/000938, РКТ-10216000-16/000939, РКТ-10216000-16/000940, РКТ-10216000-16/000941, РКТ-10216000-16/000942, РКТ-10216000-16/000943, РКТ-10216000-16/000944, РКТ-10216000-16/000945, РКТ-10216000-16/000946, РКТ-10216000-16/000947, РКТ-10216000-16/000948, РКТ-10216000-16/000949, РКТ-10216000-16/000950, РКТ-10216000-16/000951, РКТ-10216000-16/000952, РКТ-10216000-16/000953, РКТ-10216000-16/000954, РКТ-10216000-16/000955, РКТ-10216000-16/000956, РКТ-10216000-16/000957, РКТ-10216000-16/000958, РКТ-10216000-16/000959, РКТ-10216000-16/000960, РКТ-10216000-16/000961, РКТ-10216000-16/000962, РКТ-10216000-16/000963, РКТ-10216000-16/000964, требований об уплате таможенных платежей от 29.09.2016 NN 2427, 2428, 2429, 2430, 2431, от 05.10.2016 NN 2489, 2490, 2491, 2492, 2497, 2498, от 06.10.2016 NN 2506, 2507, 2508, 2509, 2510, 2511, 2512, 2513, 2514, 2515, 2516, 2517 и от 23.12.2016 N 3308.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 дела N N А56-72008/2016, А56-12494/2017 по заявлениям Общества объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А56-72008/2016.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017, заявленные ООО "СанТехИмпорт" требования удовлетворены: оспариваемые решения Таможни по классификации товаров признаны незаконными, а требования об уплате таможенных платежей - недействительными. Кроме того, с таможенного органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 159 000 руб. и за проведение экспертизы в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе ООО "СанТехИмпорт" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает правомерными принятые им решения по классификации товаров и выставленные требования об уплате таможенных платежей, поскольку ввезенные товары состоят из ABS-пластика и являются санитарно-техническими изделиями (что указано сторонами в пункте 1.2 внешнеторгового контракта), имеют простую (немеханическую) конструкцию, в связи с чем подлежат классификации по коду 3922 90 000 0 ТН ВЭД. Таможня полагает, что проведенная Санкт-Петербургской автономной некоммерческой организацией сертификаций и экспертиз товаров (работ, услуг) "КронЭкс" экспертиза (акт экспертизы от 03.07.2017 N 115-03-00399) не может быть признана допустимым доказательством по делу, поскольку выводы эксперта основываются на неверном понимании терминов и необоснованном применении ГОСТ, не подлежащих применению к спорным товарам.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители ООО "СанТехИмпорт" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (покупатель) на основании внешнеторгового контракта от 01.02.2010 N XOSD-010109, заключенного с компанией "XIAMEN OSHINCE SANITARY DEVELOPMENT CO., LTD.", Китай (продавец), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и представило для таможенного оформления по ДТ NN 10216110/300813/0054425, 10216110/170913/0058034, 10216110/161013/0064394, 10216110/181013/0065052, 10216110/281013/0067030, 10216110/111113/0069746, 10216110/261113/0073128, 10216110/161213/0077222, 10216110/231213/0079065, 10216110/200114/0002251, 10216110/050214/0005591, 10216110/170214/0008272, 10216110/280214/0010750, 10216110/110314/0012903, 10216110/010414/0017641, 10216110/110414/0019918, 10216110/250414/0022846, 10216110/060514/0024964, 10216110/200514/0028072, 10216110/260514/0029224, 10216110/230614/0034899, 10216110/230614/0035052, 10216110/230714/0041504, 10216110/280714/0042411, 10216110/020914/0049376, 10216110/150914/0052010, 10216110/031014/0056120, 10216110/110814/0045080, 10216110/201014/0059643 товар N 1 "душевые лейки пластмассовые, душевые гарнитуры в индивидуальной упаковке, в карт.коробках, используются в душевых и ванных комнатах_", изготовитель - компания "XIAMEN OSHINCE SANITARY DEVELOPMENT CO., LTD." (Китай).
В графе 33 в отношении товара N 1 в указанных ДТ декларантом заявлен код 8424 89 000 9 ТН ВЭД "механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - устройства прочие: -- прочие: --- прочие". Ставка таможенной пошлины составила - 0%, налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - 18%.
Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
После выпуска товаров в соответствии со статьей 131 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в период с 22.09.2015 по 30.08.2016 проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правильности классификации ввезенных товаров.
Таможня 24.09.2015 направила ООО "СанТехИмпорт" требование N 42-10/40597 о предоставлении необходимых документов и сведений по спорным ДТ.
Письмом от 13.10.2015 N 13-10/15 заявитель представил запрашиваемые документы, в том числе техническую документацию в отношении ввезенного товара.
В ходе камеральной проверки, проанализировав представленные Обществом документы, таможенный орган пришел к выводу о неправильной классификации ООО "СанТехИмпорт" спорного товара по коду 8424 89 000 9 ТН ВЭД, поскольку данные товары состоят из ABS-пластика и по своему назначению, области применения представляют собой санитарно-технические изделия с простой (немеханической) конструкцией, следовательно, классификация данного товара должна осуществляться в зависимости от материала изготовления и в данном случае подлежит применению код 3922 90 000 0 ТН ВЭД.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 30.08.2016 N 10216000/210/300816/А0183 и приняты решения по классификации товаров от 30.08.2016 NN РКТ-10216000-16/000936, РКТ-10216000-16/000937, РКТ-10216000-16/000938, РКТ-10216000-16/000939, РКТ-10216000-16/000940, РКТ-10216000-16/000941, РКТ-10216000-16/000942, РКТ-10216000-16/000943, РКТ-10216000-16/000944, РКТ-10216000-16/000945, РКТ-10216000-16/000946, РКТ-10216000-16/000947, РКТ-10216000-16/000948, РКТ-10216000-16/000949, РКТ-10216000-16/000950, РКТ-10216000-16/000951, РКТ-10216000-16/000952, РКТ-10216000-16/000953, РКТ-10216000-16/000954, РКТ-10216000-16/000955, РКТ-10216000-16/000956, РКТ-10216000-16/000957, РКТ-10216000-16/000958, РКТ-10216000-16/000959, РКТ-10216000-16/000960, РКТ-10216000-16/000961, РКТ-10216000-16/000962, РКТ-10216000-16/000963, РКТ-10216000-16/000964 в товарной подсубпозиции 3922 90 000 0 ТН ВЭД "ванны, души, раковины для стока воды, раковины для умывания, биде, унитазы, сиденья и крышки для них, бачки сливные и аналогичные санитарно-технические изделия, из пластмасс: - прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины по данному коду составила в спорные периоды - 14,6%, 17,3%, 20%, ставка НДС - 18%), что повлекло доначисление таможенных платежей.
На основании указанных решений Таможня направила Обществу требования об уплате таможенных платежей от 29.09.2016 N N 2427, 2428, 2429, 2430, 2431, от 05.10.2016 NN 2489, 2490, 2491, 2492, 2497, 2498, от 06.10.2016 NN 2506, 2507, 2508, 2509, 2510, 2511, 2512, 2513, 2514, 2515, 2516, 2517 и от 23.12.2016 N 3308.
Считая решения таможенного органа по классификации товара незаконными, а требования об уплате таможенных платежей недействительными, ООО "СанТехИмпорт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, установив отсутствие у Таможни правовых и фактических оснований для принятия решений о классификации товаров и выставления заявителю требований об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
В соответствии с правилом 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Согласно правилу 3 (в) следует, что товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Основанием для вывода о незаконности оспариваемого классификационного решения является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа предусмотренного пунктом 3 статьи 52 ТК ТС основания для принятия решения об иной классификации товара.
Арбитражный суд при наличии спора проверяет правильность применения таможенным органом ОПИ ТН ВЭД при принятии решения о классификации товара, учитывая при этом, что решение о классификации товара с учетом внешнеэкономической деятельности декларантов является прерогативой таможенных органов.
В данном случае Общество в спорных ДТ указало в отношении ввозимого товара код 8424 89 000 9 ТН ВЭД, руководствуясь правилом 3 (в) ОПИ ТН ВЭД, в силу которого товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями правил 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
Оснований не согласится с правомерностью применения в данном случае правила 3 (в) ОПИ ТН ВЭД у кассационной инстанции не имеется в силу следующего.
В товарную подсубпозицию 8424 89 000 9 ТН ВЭД включаются "механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - устройства прочие: -- прочие: --- прочие".
В свою очередь таможенным органом избран код 3922 90 000 0 ТН ВЭД, к которому относятся "ванны, души, раковины для стока воды, раковины для умывания, биде, унитазы, сиденья и крышки для них, бачки сливные и аналогичные санитарно-технические изделия, из пластмасс: - прочие".
Таможенный орган в обоснование законности принятых решений о классификации товара указал, что ввезенные товары состоят из ABS-пластика и по своему назначению, области применения представляют собой санитарно-технические изделия с простой (немеханической) конструкцией, следовательно, классификация данного товара должна осуществляться в зависимости от материала изготовления и в данном случае подлежит применению код 3922 90 000 0 ТН ВЭД.
Оценивая доводы Таможни, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание Пояснения к ТН ВЭД, применяемые в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4, согласно которым в товарную позицию 3922 ТН ВЭД включаются фитинги, предназначенные для того, чтобы быть стационарно закрепленными на одном месте, в помещении и т.п., обычно для соединения систем подачи воды или сточных вод. Данная товарная позиция также охватывает другие изделия для санитарно-гигиенических целей, сходные по размерам и использованию, такие как переносные биде, детские ванны и туалеты для кемпинга. Однако в силу пункта б) Пояснений к группе 3922 ТН ВЭД в данную товарную позицию не включаются мыльницы, вешалки для полотенец, держатели для зубных щеток, держатели для туалетной бумаги, крючки для полотенец и аналогичные изделия для ванных комнат, туалетов и кухонь; если они предназначены для постоянной установки в/или на стены или в другие части зданий, то эти предметы подпадают в товарную позицию 3925, в противном случае - в товарную позицию 3924.
Исходя из приведенных Пояснений к ТН ВЭД кассационная инстанция считает, что отнесение сторонами в контракте на поставку товара ввезенной продукции к санитарно-техническим изделиям само по себе не является достаточным основанием для их классификации в товарной позиции 3922 ТН ВЭД. При этом идентификационная экспертиза таможенным органом не проводилась, в связи с чем доводы Таможни об отнесении ввезенного товара к санитарно-техническим изделиям суды правомерно посчитали недостаточно обоснованными.
Кроме того, часть товара (душевые гарнитуры) имеет в своем составе не только пластик, но и нержавеющую сталь, латунь, никель-хромовое покрытие, что исключает классификацию данных изделий в группе 39 ТН ВЭД, так как к данной группе относятся изделия исключительно из пластмасс.
Ссылки Таможни на необходимость в силу правила 3 (б) ОПИ ТН ВЭД классификации в группе 39 ТН ВЭД изделий, в составе которых имеются иные, помимо пластика, компоненты, поскольку пластик в рассматриваемым случае придает данным товарам основное свойство, документально не подтверждены. Как уже отмечалось выше, экспертное исследование компонентов в составе ввезенных товаров таможенным органом не проводилась, а в ходе судебной экспертизы перед экспертом также не ставился вопрос о материале, который придает спорным товарам основное свойство.
Заявитель, в свою очередь, обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, представил, помимо технической документации в отношении спорного товара, экспертное заключение Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 09.12.2016 N 002-11-07141/1.
Также в материалы дела представлен акт Санкт-Петербургской автономной некоммерческой организации сертификаций и экспертиз товаров (работ, услуг) "КронЭкс" от 03.07.2017 N 115-03-00399, составленный по результатам судебной экспертизы.
В акте экспертизы от 03.07.2017 N 115-03-00399 указано, что на исследование представлены товары душевые лейки артикулов А10161, 0403F76M18, 0201F00I18, душевые гарнитуры артикулов LEASB1F176, 1103F70M16, 1705F75M16.
Согласно выводам эксперта поворотные устройства для смены режима полива, входящие в конструкцию душевых леек и душевых гарнитуров с душевыми лейками артикулов А10161, 0403F76M18, 1103F70M16, 1705F75M16 относятся к категории механизмов механических устройств ручного управления для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей. Лейка, входящая в душевой гарнитур артикул LEASB1F176, также относится к категории механизмов механических устройств ручного управления для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей. Лейка для душа артикул 0201F00I18 работает в одном функциональном режиме подачи жидкости и не относится к категории механизмов механических устройств ручного управления для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей. Исследуемые душевые лейки и душевые лейки в душевых гарнитурах не являются санитарно-техническими изделиями. В составе душевых леек и душевых леек, входящих в душевые гарнитуры артикулов 0403F76M18, 1103F70M16, А10161, 1705F75M16, имеется поворотный распределительный механизм, а также модельно заданное количество форсунок и сопел различной формы и сечения, осуществляющих подачу воды, изменение вида и мощности подачи струи, то есть конструктивно заданное регулирование струи воды, в том числе метание, разбрызгивание, распыление.
Душевой гарнитур артикула LEASB1F176 снабжен модельно заданным количеством форсунок и сопел различной формы и сечения, дивертором, являющимся частью смесителя, предназначенным для переключения режимов потока воды с тремя положениями, позволяющий потребителю регулировать перемещение водных потоков на верхнюю лейку, ручную лейку, на обе лейки в одновременном режиме, что позволяет отнести переключатель к категории механических устройств ручного управления для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей.
Согласно заключению эксперта Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты от 19.12.2016 N 002-11-07141/1 лейки в душевых наборах артикулов А10161, А11011, А11012, А11013, А11031, А11251, А11631, LEASB1F176, 0201F00I18, 0211F00I18, 0303F76M18, 0403F76M18, 1103F70M16, 1203F76M16, 2003F95M18, 2103F71M16, 0503F00I18, 1705F75M16, 2403F21M76, 1505F10M18, душевой гарнитур артикулов LEASB1F176, 1103F70M16, 1203F76M16, 2103F71M16, 1705F75M16, 2403F21M76, ввозившиеся по ДТ NN 10216110/300813/0054425, 10216110/170913/0058034, 10216110/161013/0064394, 10216110/181013/0065052, 10216110/281013/0067030, 10216110/111113/0069746, 10216110/261113/0073128, 10216110/161213/0077222, 10216110/231213/0079065, 10216110/200114/0002251, 10216110/050214/0005591, 10216110/170214/0008272, 10216110/280214/0010750, 10216110/110314/0012903, 10216110/010414/0017641, 10216110/110414/0019918, 10216110/250414/0022846, 10216110/060514/0024964, 10216110/200514/0028072, 10216110/260514/0029224, 10216110/230614/0034899, 10216110/230614/0035052, 10216110/230714/0041504, 10216110/280714/0042411, 10216110/020914/0049376, 10216110/150914/0052010, 10216110/031014/0056120, 10216110/110814/0045080, 10216110/201014/0059643 и представленные на исследование, имеют свойства механических устройств для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей. Отдельные душевые лейки (артикулы в заключении перечислены) не отнесены экспертом к механическим устройствам для разбрызгивания жидкостей, вместе с тем эксперт указал, что они не являются и санитарно-техническими изделиями, а представляют собой аксессуары к водоразборному устройству (смесителю).
Представленное Таможней в материалы дела заключение от 22.02.2017 N 12402010/0005886 выводы эксперта Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, приведенные в заключении от 19.12.2016 N 002-11-07141/1, не опровергает.
Доводы таможенного органа о некорректном применении экспертами при исследовании образцов товара положений ГОСТ 19681-2016 "Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия", ГОСТ 25809-96 "Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры" подлежат отклонению, поскольку не подтверждены ссылками на соответствующие нормы названных государственных стандартов, исключающие такое применение.
Оценив имеющиеся в деле экспертные заключения, а также проанализировав представленную техническую документацию на ввезенный товар, суды двух инстанций обоснованно посчитали, что спорный товар, отнесенный экспертами к категории механических устройств для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей, обладает признаками, необходимыми согласно Пояснениям к ТН ВЭД для его отнесения к товарной позиции 8424 ТН ВЭД и соответствует описанию подсубпозиции 8424 89 000 9 ТН ВЭД, а душевые лейки, не имеющие в своем составе механических устройств, не могут быть признаны санитарно-техническими изделиями.
Данные выводы подтверждаются исследованными судами первой и апелляционной инстанциями доказательствами и Таможней в кассационной жалобе не опровергнуты.
Таможенный орган в кассационной жалобе также ссылается на Пояснения к товарной позиции 8424 ТН ВЭД, согласно которым в данную товарную позицию не включаются насадки для гибких шлангов, а, следовательно, как полагает Таможня, и душевые лейки.
Вместе с тем из тех же Пояснений к товарной позиции 8424 ТН ВЭД усматривается, что насадки для гибких шлангов подлежат классификации в разделе XV или в товарной позиции 8481 ТН ВЭД, если они оборудованы кранами, вентилями, клапанами или другими приспособлениями для регулирования потока жидкости. Тем самым ссылки подателя жалобы на приведенные Пояснения к товарной позиции 8424 ТН ВЭД подтверждают неправомерность классификации товара, имеющего в своем составе механические устройства, в товарной позиции 3922 ТН ВЭД, избранной таможенным органом.
Определение правильного классификационного кода спорных товаров исходя из их функционального назначения, состава и описания не входит в предмет рассматриваемого спора, поскольку по правилам главы 24 АПК РФ в рамках настоящего дела подлежит проверке исключительно законность принятых Таможней решений по классификации товара в товарной позиции 3922 ТН ВЭД.
При таком положении суды пришли к выводу, что таможенный орган не опроверг правомерность классификации Обществом спорного товара по коду 8424 89 000 9 ТН ВЭД и не представил достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения ввезенного товара к товарной позиции 3922 ТН ВЭД.
С учетом изложенного и руководствуясь положениями части 2 статьи 201 АПК РФ суды правомерно признали оспариваемые решения по классификации товаров, а также выставленные на основании названных решений требования об уплате таможенных платежей недействительными и нарушающими права Общества в сфере осуществления им предпринимательской деятельности.
Оснований не согласится с данными выводами судов у кассационной инстанции не имеется.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2017 по делу N А56-72008/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценивая доводы Таможни, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание Пояснения к ТН ВЭД, применяемые в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4, согласно которым в товарную позицию 3922 ТН ВЭД включаются фитинги, предназначенные для того, чтобы быть стационарно закрепленными на одном месте, в помещении и т.п., обычно для соединения систем подачи воды или сточных вод. Данная товарная позиция также охватывает другие изделия для санитарно-гигиенических целей, сходные по размерам и использованию, такие как переносные биде, детские ванны и туалеты для кемпинга. Однако в силу пункта б) Пояснений к группе 3922 ТН ВЭД в данную товарную позицию не включаются мыльницы, вешалки для полотенец, держатели для зубных щеток, держатели для туалетной бумаги, крючки для полотенец и аналогичные изделия для ванных комнат, туалетов и кухонь; если они предназначены для постоянной установки в/или на стены или в другие части зданий, то эти предметы подпадают в товарную позицию 3925, в противном случае - в товарную позицию 3924.
...
Доводы таможенного органа о некорректном применении экспертами при исследовании образцов товара положений ГОСТ 19681-2016 "Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия", ГОСТ 25809-96 "Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры" подлежат отклонению, поскольку не подтверждены ссылками на соответствующие нормы названных государственных стандартов, исключающие такое применение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2018 г. N Ф07-1691/18 по делу N А56-72008/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1662/19
24.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26119/18
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1691/18
22.11.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25099/17
04.08.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-72008/16