31 мая 2018 г. |
Дело N А05-12531/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
при участии от акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Каменевой И.Ю. (доверенность от 29.12.2017),
рассмотрев 30.05.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2017 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.,) по делу N А05-12531/2017,
установил:
акционерное общество "Архангельский целлюлозно - бумажный комбинат", место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Мельникова, дом 1, ОГРН 1022901003070, ИНН 2903000446, (далее - Общество, АО "АЦБК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163045, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 119, ОГРН 1022900516264, ИНН 2901026142, (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 28.06.2017 N 5-7/7-293н/с в части доначисления страховых взносов на выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до места фактического пересечения государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации в сумме 145 360 руб. 02 коп., штрафа в сумме 29 072 руб., пеней за несвоевременную уплату взносов в сумме 12 607 руб. 95 коп., отказа от принятия к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности на сумму 218 руб. 75 коп.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2017 решение Фонда признано недействительным в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности на сумму 218 руб. 75 коп., в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 12.02.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить в части доначисления страховых взносов на выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до места фактического пересечения Государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, спорные выплаты не облагаются страховыми взносами, поскольку носят социальный характер, основаны на коллективном договоре и не являются вознаграждением за труд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По итогам проверки Фондом составлен акт от 05.06.2017 N 551 н/с и вынесено решение от 28.06.2017 N 5-7/7-293н/с о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 29 291 руб. 72 коп. Этим же решением Обществу предложено, помимо прочего, уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 146 458 руб. 59 коп., начисленным на суммы компенсации стоимости проезда работников после пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации (от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации до пересечения государственной границы Российской Федерации) в 2015, 2016 годах.
Фондом выставлено требование от 26.07.2017 N 5-7/7-30 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с решением Фонда, в том числе в части начисления страховых взносов на сумму компенсации проезда работникам от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации до пересечения государственной границы Российской Федерации, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования в части доначисления страховых взносов на выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до места фактического пересечения Государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Статьей 33 Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) также предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2015) установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
Из приведенных норм законодательства следует, что в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета из города, в международном аэропорту которого работник проходит пограничный контроль, до точки пересечения (перелета) воздушным судном Государственной границы Российской Федерации и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Вопреки доводам Общества, предусмотренное подпунктом 8 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 ТК РФ и статьи 33 Закона N 4520-1, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
То обстоятельство, что соответствующее положение о компенсации проезда включено в коллективный договор, само по себе не свидетельствует об отсутствии обязанности исчислять страховые взносы.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, а также приняв во внимание действующее в спорный период правовое регулирование в отношении исчисления и уплаты страховых взносов, пришли к обоснованному выводу о том, что требования Общества по эпизоду, связанному с доначислением страховых взносов на выплаты компенсаций стоимости авиационного перелета работников от места отправления до места фактического пересечения Государственной границы и обратно в пределах Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А05-12531/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.